Ромул без Рема и Рима
В 476 году нашей эры под натиском варваров пала Римская империя, а ее последний правитель — совсем юный Ромул Августул — был заточен в крепости на острове Капри. Но благодаря учителю Амбросинию (Бен Кингсли), легионеру Аврелию (Колин Ферт) и византийской наемнице Мире (Айшвария Рай) незадачливому цезарю удалось бежать и добраться до Британии — последнего оплота империи, где еще продолжал сражаться за Рим всеми забытый девятый легион.
"Последний легион" Дуга Лефлера — кино удивительно непритязательное. Оно не претендует на хотя бы малейшую историческую достоверность (на самом деле Ромул Августул мирно провел остаток жизни в поместье на юге Италии), не пытается состязаться с такими гигантами, как "Александр", "Царство небесное" или "Король Артур", и уж тем более не делает намеков на современные события.
Пожалуй, единственная идея, которую планомерно отстаивают авторы "Последнего легиона", — это феминизм. И смешной Бен Кингсли, и мужественный Колин Ферт в фильме Дуга Лефлера играют куда меньшую роль, чем звезда Болливуда, мисс мира-1994 Айшвария Рай. Индийская красавица, до этого изображавшая по большей части романтических героинь, в "Последнем легионе" целуется однажды и с одним, зато дерется постоянно и сразу с сотней.
Клуб "Б1 Maximum"
ул. Орджоникидзе, 11, 648-67-77
"Аукцыон"
22 апреля, 19.00
Дождались, дождались...
Число 11 вправе символизировать новый диск бесподобного питерского "Аукцыона" под названием "Девушки поют", работу над которым команда завершила в Америке минувшей зимой. Более 11 лет многочисленные поклонники группы ожидали появления нового студийного альбома "аукцыонщиков", и более 11 минут длится финальная, она же заглавная, композиция этой пластинки.
"Дождались, дождались, повезло, повезло..." — такой популярный рефрен из предыдущего альбома "Аукцыона" может пропеть каждый из пришедших на презентацию "Девушек..." в клуб "Б1 Maximum". Леня Федоров и компания "выдерживали" премьеру, как породистый коньяк. По критериям нынешних, интерактивных времен пластинка уже имеет стаж. О подробностях ее записи говорят с полгода, ряд песен из "Девушек..." исполнялся на концертах "Аукцыона" трехмесячной давности, но официальную презентацию питерцы (хотя, перебравшегося в столицу Федорова, наверное, стоит теперь считать москвичом) назначили лишь на последнюю декаду апреля, когда к нам заглянула настоящая весна.
Самодостаточный "Аукцыон" для труда над "Девушками..." воспользовался не только техническими возможностями американской студии, но и помощью известных заокеанских музыкантов — компаньона Тома Уэйтса и многих других значительных музперсон, гитариста Марка Рибо, участника "грэмминосного" The Klezmatics Фрэнка Лондона, джазового импровизатора Джона Медески, саксофониста Неда Ротенберга. Эти заслуженные люди собираются приехать на славянские премьеры "Аукцыона". Кроме московского концерта презентация "Девушек..." пройдет в Питере и Киеве.
Государственный Кремлевский дворец
Кремль, 258-00-00
Шарль Азнавур
20 апреля, 19.00
Мэтр французского шансона с армянским сердцем, разменявший девятый десяток Шарль Азнавур, недавно прошедший углубленное медицинское обследование в одной из парижских клиник, вновь прибывает в нечуждую ему Россию и на сей раз как будто в рамках своего "прощального тура" (у нас он его и откроет). Возможно, так оно и есть. В столь почтенном возрасте артист имеет право подумывать об уходе со сцены. Однако пока еще не вечер. Азнавур приезжает не только и не столько прощаться, сколько представить свой новый альбом "Colore Ma Vie", записанный на Кубе с известным оркестром пианиста Чучо Вальдеса.
Клуб "Апельсин"
ул. М. Грузинская, 15, 253-02-53
Blood, Sweat & Tears
21 апреля, 20.00
Прославленный американский джаз-роковый бренд Blood, Sweat & Tears впервые выступит в Москве. Давным-давно придуманные Элом Купером "Кровь, пот и слезы" — не столько ансамбль, сколько форма, которую в разное время примеряли выдающиеся мировые джазмены. Рэнди Брекер, Майк Стерн, Жако Пасториус... В их биографиях есть период участия в куперовском проекте. Кстати, сам Эл от Blood, Sweat & Tears отошел довольно быстро. Зато британский блюзовый вокалист Дэвид Клэйтон-Томас продержался в коллективе несколько лет, и именно в эти годы "Кровь, пот и слезы" записали свои самые популярные композиции. Именно Клэйтон-Томас и выступит с нынешним составом Blood, Sweat & Tears в "Апельсине". Обещают спеть 26 главных вещей группы.
Клуб "Ikra"
ул. Казакова, 8а, 505-53-51
NoMeansNo
22 апреля, 21.00
Под эгидой 11-го "Скифа", то бишь Международного фестиваля Сергея Курехина, в столичной "Икре" сыграют опытные канадские альтернативщики NoMeansNo. Группе, созданной братьями Робом и Джоном Райтами, без малого 30 лет, и все это время она гнет свою некоммерческую, но любопытную, драйвовую линию. Ребята не чужды и определенной ироничности. Скажем, название команды они позаимствовали из одного лозунга протеста против изнасилований. Определить стиль NoMeansNo пробовали многие. Самый исчерпывающий вариант, наверное, панк-джаз-кор. Такой микст Райтам приходится записывать только на собственном лейбле.
Нас не запугаешь
"Человек-подушка", МХТ им. Чехова (Малая сцена), 20 и 21 апреля
Автор пьесы-триллера "Человек-подушка" Мартин МакДонах (Martin McDonagh) уже так знаменит и титулован, что я с трепетом приступаю к написанию анонса. В прошлом мальчиш-плохиш, бросивший школу, ныне эпатажник, не лезущий за неприличным словом в карман, удостоился в 1996 году приза критики и приза газеты "Ивнинг стандарт", схлопотал четыре заокеанских "Тони", получил премию Лоуренса Оливье, но так и не образумился.
На одной из церемоний он умудрился напиться вусмерть и вместо слов благодарности произнес речь о скорой независимости Ирландии, на другой послал на четыре английские буквы какую-то английскую знаменитость. Между тем черные комедии и ироничные мелодрамы раскрепощенного МакДонаха решительно непохожи на знакомый нам не понаслышке shopping&fucking английского театра, а восходят скорее к Пинтеру и Стоппарду. Они ясно доказывают, что брутальная "новая драма" может быть не только наследницей контркультурных идей, но и полигоном для прихотливых интеллектуальных упражнений.
Поставленную повсюду — от Нью-Йорка до Тель-Авива — пьесу МакДонаха ставит в МХТ Кирилл Серебренников, считающийся нашим главным скандалистом и эпатажником, но не чуждый интеллектуальных игр. Сюжет о писателе, который пишет для своего слабоумного брата рассказы-страшилки о жестоких убийствах маленьких детей (они имеют подозрительное сходство с реальными убийствами, случившимися в городе в последнее время), будет разыгран в строгом черно-белом пространстве.
Но игра артистов, как всегда у Серебренникова, наверняка будет яркой и сочной. В "Человеке-подушке" задействован целый квартет хороших мхатовских артистов: Юрий Чурсин, Анатолий Белый, Алексей Кравченко и Сергей Сосновский. По их собственным словам, они готовят в МХТ "аццкий ужос". Мы уже ждем, боимся...
Театр им. Пушкина
Тверской бульвар 23. тел. 203-85-82
"Одолжите тенора", режиссер — Евгений Писарев
20 и 26 апреля
Спектакль молодого режиссера Евгения Писарева настоятельно рекомендуется смотреть девочкам 15—17 лет, не обремененным умственной деятельностью. Всем остальным его смотреть не возбраняется. И это, прямо скажем, достижение. Потому что обычно, если рекомендуется гражданам первой категории, остальным заглядывать в зал нецелесообразно. Могут случиться неприятности. На моей памяти это второй коммерческий спектакль, выпущенный на сцене репертуарного театра и сделанный без специфической российской пошлятинки а ля "Мущщина, пастойти! ". Первый появился на сцене МХТ им. Чехова и назывался "№ 13". Евгений Писарев работал ассистентом у Деклана Доннеллана и, видимо, набрался у него хороших сценических манер. Во всяком случае, в его спектакле все время чувствуется эдакое английское умение с достоинством держать себя в любой комедии положений.
Студия театрального искусства (на сцене Центра им. Мейерхольда)
Новослободская 23, тел. 363-10-48
"Мариенбад", режиссер — Евгений Каменькович
25 апреля
Остроумный и увлекательный спектакль, поставленный Евгением Каменьковичем на гитисовском курсе Сергея Женовача, а затем перекочевавший в получившуюся из курса студию. Каменькович из породы режиссеров-тружеников. Пока на театральном небосклоне вспыхивали (а некоторые, не успев толком вспыхнуть, тут же гасли) новые театральные имена, он жил себе и работал без скандалов, провалов и громких побед. Без забубенных театральных экспериментов и надругательств над классикой. Предпочитал кропотливую работу над каждой ролью. Испытывал тягу к густонаселенным пьесам. "Мариенбад", поставленный по роману Шолом-Алейхема, тоже густонаселен. Любовная лихорадка, адюльтерная чехарда, местечковые обитатели варшавской улицы Налевки, их домочадцы, уехавшие на знаменитый немецкий курорт, флирт, флирт, еще флирт... В бесшабашной театральной круговерти, несмотря на общий сумбур, каждый характер остроумно придуман, любовно прорисован и чудесно сыгран.
Театр на Малой Бронной
Малая Бронная 4, тел. 290-40-93
"Горячее сердце", режиссер — Роман Самгин
25 апреля
В спектакле Романа Самгина громко, во весь голос заявляет о себе театральная молодежь. Кроме студента РАТИ Олега Соколова (дворник Силан), наделенного, как кажется, очень тонким комедийным даром, это главная героиня пьесы Параша. Ее играет совсем молодая Алина Сергеева. Есть в ней обаятельная угловатость, выдающая пластику современного человека. Эта девочка-подросток вполне могла бы переселиться из комедии Островского в пространство новой драмы. Но главное — она немного не от мира сего. Жестокого и подлого мира. Она не просто честная и страстная, она еще немного блаженная. Такая Параша — пожалуй, самое интересное и важное открытие этого "Горячего сердца", но и все прочие роли в комедии Островского, выпущенной на прославленной некогда сцене, сыграны интересно, смачно и добротно.
Бронзовый век продолжается
ЦДХ
Крымский Вал, 10, тел.: 238 96 34. Вторник — воскресенье с 11.00 до 20.00.
XXII Российский антикварный салон
Надо признать, что после череды громких скандалов и телевизионных разоблачений антикварный рынок в России отнюдь не увял. Очередное сезонное явление в виде XXII Антикварного салона этот тезис подтверждает зримо и доходчиво. Лоска не стало меньше, спектр предложений не сузился, и на лицах галеристов по-прежнему отсутствует виноватое выражение. Сверху донизу ЦДХ снова наполнен раритетами: канделябрами, саблями, шифоньерами и полотнами маститых художников прошлого. Практика подтверждает: тягу к ностальгической роскоши не перебить никакими медийными страшилками.
Из некоммерческих проектов присутствует лишь один — под названием "Русская бронза эпохи ампир". Зато некоторые галереи не прочь устраивать на своих стендах стильные и даже монографические мини-выставки, так что от былого навала салон плавно эволюционирует в сторону эстетской подачи. Можно не только оторопеть от представленных богатств, но и развиться интеллектуально. Правда, необходим выверенный глаз, чтобы в пестром репертуаре отыскивать действительно любопытные подробности. Так ведь и в музее не всегда просто ориентироваться. Тренируйтесь — хотя бы просто так, без прицела на покупки.
Музей архитектуры (Аптекарский приказ)
ул. Воздвиженка, 5/25, тел.: 291 21 09, 290 05 51. Вторник — воскресенье с 12.00 до 19.00.
Александр Ермолаев "Протоформы"
Жанр этой выставки определен как гиперинсталляция. Здесь приставка "гипер" подразумевает не столько размеры, вероятно, сколько бездонность смыслов. Если допустить существование неприкладного, то есть не применимого на практике дизайна, то ярким его примером и будут опусы Александра Ермолаева. Профессор МАРХИ и руководитесь студии "Мастерская-ТАФ" давно исповедует принцип, что в дизайне и архитектуре главное не готовый проект, а мышление, ведущее к проекту. На этом пути возможны творческие вольности. И на выставке подобные вольности становятся самоценными экспонатами.
"Якут-галерея"
Нижний Сусальный пер., 5, стр. 16, тел.: 8 916 254 52 09, 8 916 314 59 25.
Сергей Сонин, Елена Самородова "Генералы семидесятых"
Блеск и нищета советской мифологии сегодня охотно подменяются стилизациями. Тут действуют иные правила, нежели в реальности. Совсем не важно, что является правдой, что правдоподобием, а что откровенной фантасмагорией, — гораздо существеннее выдержанность манеры. Пожалуй, такой постмодернистский имперский шик, исповедуемый "Якут-галереей", выглядит несколько муляжно, но сердцу куратора не прикажешь. Итак, предложен постановочный фотосериал из жизни генералов Генштаба — влиятельных суперменов евразийской закваски. Коварство, любовь, геополитика и пижонство... Не сочтите за реальность.
Московский музей современного искусства
ул. Петровка, 25, тел.: 694 28 90, 231 44 05. Понедельник с 12.00 до 19.00, среда — воскресенье с 12.00 до 20.00.
"Мутации I. Современная европейская фотография"
Под мутациями здесь не подразумевается что-нибудь обязательно кошмарное или нелепое. Мутирует сама фотографическая технология, все больше подвергаясь влиянию кино, видеоарта и компьютерной анимации. История таких экспериментов не столь уж и свежа, но художники продолжают дерзать. В рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии" показывают подборку работ из семи европейских стран, преимущественно молодых авторов. Их творения вдохновили арт-директоров ведущих фотофестивалей, и теперь "Мутациям" предстоит кочевать по столицам континента. Сегодняшняя остановка — в Москве.