Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кто поможет правительству стать электронным

В апреле в газете "Известия" прошел "круглый стол", посвященный проблеме "электронного государства". Создатели программы "Электронная Россия" воплощают в жизнь такую идею: государство, объединенное единой информационной системой, должно стать прозрачным, как одна большая корпорация. На "круглом столе" говорили, что оплачивать "коммуналку" в банкоматах, следить в режиме онлайн за работой властей в любой точке России - дело ближайшего будущего.
Программ "Электронная Россия" действует в полной мере лишь в некоторых местах (фото: Алексей Дружинин)
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

В апреле в газете "Известия" прошел "круглый стол", посвященный проблеме "электронного государства". Создатели программы "Электронная Россия" воплощают в жизнь такую идею: государство, объединенное единой информационной системой, должно стать прозрачным, как одна большая корпорация. На "круглом столе" говорили, что оплачивать "коммуналку" в банкоматах, следить в режиме онлайн за работой властей в любой точке России - дело ближайшего будущего.

Главная проблема на пути к информационному обществу - это недостаточное финансирование программы и отсутствие понимания между федеральным центром и регионами. Сегменты вертикали власти не находятся в равном положении: донорские и дотационные регионы одинаково финансировать не получится, даже если речь здесь идет об информационных технологиях. "На конференциях 2002-2003 гг. нам постоянно ставили в пример богатые регионы. А перед нами, дотационными регионами, было условие финансирования - 50 на 50. Но какой же смысл федеральные средства, поступающие в республику, требовать обратно? Ведь для реализации "Электронной России" нужно подтягивать все регионы", - утверждает Абасали Шахвердиев, заместитель министра экономики Республики Дагестан.

Если государство не хочет полностью бюджетными средствами участвовать в проекте, быть может, удастся привлечь к финансированию программы частный бизнес? Но ни популярность, ни статус национального проекта программа "Электронная Россия" пока не приобрела, несмотря на то, что российский IT-рынок, оцениваемый экспертами более чем в 15 млрд долларов, растет на 30% в год. Здесь пионером выступила компания "УСП КомпьюЛинк". Андрей Рябцев, директор департамента федеральных и региональных программ компании, предложил инвестировать средства системного генератора в ЖКХ. "Компания "УСП КомпьюЛинк", которая является разработчиком программного обеспечения для этой сферы, на первом этапе сама готова инвестировать в создание инфраструктуры расчетных центров. А возврат вложенных средств можно получить через взимание процента за транзакции". Так решаются сразу две проблемы: создается местная IT-инфраструктура, а регионы не тратятся на создание системы расчетных счетов.

"Но при этом для частного бизнеса ограничением может стать срок окупаемости проекта", - считает Андрей Рябцев. "Деньги, которые возвращаются коммерческим компаниям, закладываются в транзакции, это должно быть верно разъяснено. Если объявить населению, что за создание расчетных центров по ЖКХ будут увеличены тарифы, то маловероятно, что кто-то воспримет это с пониманием. Поэтому траты должны быть заложены в действующие тарифы. Это приведет к увеличению срока возврата инвестиций. Если обычно подобные проекты могли бы окупиться за 2-3 года, то в данном случае надо быть готовыми к тому, что срок окупаемости увеличится до 4-5 лет".

Все дело в кадрах

Сергей Бастрыкин, начальник управления информатизации администрации Тамбовской области, рассказывает: "Многие коллеги понимают информатизацию как исключительно технический аспект - установить компьютер".

"Если это мнение чиновника среднего или нижнего уровня, это не беда, - соглашается с ним Абасали Шахвердиев. - Хуже всего, если так же считает высшее руководство. И совсем другое дело, если на стороне информатизации стоит первое лицо региона. Тогда можно считать, что процесс идет гладко. Сейчас на местах в органах власти очень много политиков, а они зачастую даже не понимают, что такое ИТ-технологии".

Государственные учреждения не могут соревноваться с частными российскими или зарубежными компаниями в размере оплаты труда. "Область высоких технологий считается одной из самых капиталоемких и наукоемких секторов экономики. Она нуждается не только в людях узкоспециальных профессиональных взглядов, какими могут быть программисты, но и в тех, кто обладает широким кругозором и думает о различных аспектах информатизации. Нам не хватает руководителей проектов. На сегодняшний день их подготовкой для государственных органов занимается только Российская академия государственной службы, но этого явно недостаточно", - говорит Андрей Рябцев.

Положительный пример

В Европе и США двигателем продвижения IT-технологий на службе у правительства явилось государство. Российские примеры успешного внедрения информационных технологий не остались без внимания участников "круглого стола". По заказу МЭРТа в 2005 году было разработано типовое решение портала государственных закупок. Сегодня оно применяется в 30 регионах, чиновники получили типовое, стандартизированное программное обеспечение с едиными протоколами обмена информацией.

"Каждый желающий участвовать в конкурсах имеет возможность получать информацию о результатах торгов, - говорит Сергей Бастрыкин. - С введением информационной системы госзакупок появилось больше возможностей для контроля, легче отследить все процедуры, и весь процесс торгов стал более прозрачным. А значит, соответствующие органы имеют больше возможностей для контроля и проверок".

Прозрачность государства будет выражаться в том, что каждый житель России сможет узнать о любом решении министерства или ведомства онлайн. "Электронное правительство" будет работать 24 часа в сутки. В рамках программы создания "электронного правительства" Тамбовской области уже функционирует интернет-портал органов государственной власти. Это первый уровень информационного взаимодействия власти, населения и бизнеса.

Четыре модели "электронного правительства"

Администрация США впервые задумалась о создании "электронного правительства" в 1993 году. Девять лет спустя Европейская комиссия приняла новую программу "Электронная Европа (2000-2010 гг.)" и определила основную цель ее - начать строить партнерские отношения с гражданами Евросоюза. Сейчас существуют 4 основные модели "электронного правительства": американская, европейская, азиатская и российская. Первая форма устройства правительства распространена в США, Канаде и Великобритании. Разработчики этой системы сделали акцент на диалоге чиновника с гражданами, они максимально ушли от бюрократического монолога. Подобная программа в Англии называется "Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху". Она предполагает расширение списка предоставляемых услуг, освобождение чиновников от выполнения рутинных дел, интерактивное общение с населением.

Во второй - европейской - модели необходимо было учесть наличие надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия и Европейский суд). Этот тип управления позволяет получать информацию в режиме реального времени, использовать систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов. Азиатская модель опирается на корейский и японский стиль корпоративной культуры, основанный на иерархических принципах. В Южной Корее власть претворила в жизнь принцип: народ - источник и носитель власти. Программа "Электронная Россия 2002-2010 гг." ориентирована на преодоление технологической отсталости и превращение страны из сырьевого поставщика в экспортера программных информационных продуктов. Открытость и прозрачность министерств и ведомств - главная задача российской программы.

Рейтинг ИТ-консалтинговых компаний России по итогам работы за 2006 год

КомпанияГородВремя работы на рынке (лет)Количество штатных сотрудниковКоличество штатных консультантовКоличество привлекаемых консультантовИнтегрированный рейтинговый индекс
Центральный федеральный округ
Корпорация "Галактика"Москва1764519772А+++ 1+++ 1+++
Группа компаний "АйТи"Москва17120054050А+++ 1+++ 1+++
Группа ИНЭКМосква16220603А+++ 1+++ 1+++
СПЛАН-ХолдингМосква1622195-6А+++ 1+++ 1+++
МООР СТИВЕНС БалЭН (Моор Стивенс / Баланс ЛТД/ ЭНПИ Консалт) Москва14,9537896А+++ 1+++ 1+++
КРОК Москва14119424535А+++ 1+++ 1+++
Информконтакт консалтинг (Система Alfa)Москва14160870А++ 1+++ 1+++
SoftlineМосква1417510022А+++ 1+++ 1+++
КомпьюЛинкМосква1310937940А+++ 1+++ 1+++
А.И. АУДИТ-СЕРВИСМосква1391460А+++ 1+++ 1+++
Скотт, Риггс и Флетчер (аудит)Москва1168-0А++ 1+++ 1++
2К Аудит-Деловые консультацииМосква12,1215550А+++ 1+++ 1+++
ЕвроменеджментМосква12491265А+++ 1+++ 1+++
РОЭЛ КонсалтингМосква12242--А+++ 1+++ 1+++
Центральная Финансово-Оценочная КомпанияМосква11,7563520А+++ 1+++ 1+++
Федеральный Фондовый Центр Москва115325Б++ 1+++ 1
ИНТАЛЕВМосква/Санкт-Петербург10773020А+++ 1+++ 1+++
Ай-ТекоМосква107201790А+++ 1+++ 1+++
Холд-Инвест-АудитМосква1058240А+++ 1+++ 1+++
Бизнес аудит. И.Т.Москва650-0А+ 1+++ 1+
Объединенные Консультанты ФДПМосква63261920А+++ 1+++ 1+++
Организационно-технологические решения 2000Москва5370-0А+++ 1+++ 1++
OXS Москва51451010А+++ 1+++ 1+++
IteamМосква4,318120Б+ 1++ 1+
АНТМосква3.94301510А+++ 1+++ 1+++
Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет"Коломна853170А+++ 1+++ 1+++
Северо-Западный федеральный округ
Международый центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр"Санкт-Петербург14533170А+++ 1+++ 1+++
ИНТАЛЕВСанкт-Петербург/ Москва1061263А+++ 1+++ 1+++
Неосистемы Северо-Запад ЛТД Петрозаводск(17)51370А+++ 1+++ 1+++
СНОБКалининград111450Б+ 1+++ 1+++
NetSL консалтинг *Мурманск729251В++ 1+++ 1++
Южный федеральный округ
КУБАНЬИНВЕСТКраснодар7,616100А+++ 1+++ 1+++
А-КОСТАКраснодар670500А+++ 1+++ 1+++
Приволжский федеральный округ
ЭкоСофтУфа11,47900Б++ 1+++ 1+
Центр аудита и консалтингаКазань3,112382Б 1+++ 1+++
ПроБизнесКонсалтингКиров561550А+++ 1+++ 1+++
ПРОГНОЗПермь152632500А+++ 1+++ 1++
ЭКОЙЛ-ИНФОРМПермь951464А+ 1+++ 1+
Информ-КонсалтингПермь6101650Б 1++ 1++
Парма-ТелекомПермь2,527530300А++ 1+++ 1++
Уральский федеральный округ
Активные формыЕкатеринбург949220Б++ 1++ 1++
Сибирский федеральный округ
СибГарантАудит ПлюсКрасноярск915--Б+ 1+++ 1+++
АвиаменеджерНовосибирск 14537А 1++ 1++
Центр Ф1 Новосибирск 11129520В+ 1++ 1+
Холдинг "Люди Дела"Новосибирск102311872А+++ 1+++ 1+++
Региональный центр оценки МИЭЛЬОмск11,101364Б 1+++ 1+++
Исследования рынка и общественного мненияОмск3,8632Б 1+++ 1
Контек-СофтТомск1665-0А+++ 1+++ 1+++
Дальневосточный федеральный округ
Академ-Энерго Владивосток/ Москва47376А 1++ 1
Источник: Информационно-рейтинговое агентство "ЮНИПРАВЭКС", специально для "Известий"
Комментарии
Прямой эфир