Академик Александр Донченко: "Резервов у нас много"
Ученые-аграрии все увереннее заявляют о возможностях сибирского сельского хозяйства. Причем многое из этого потенциала полностью не используется.
На большой сельскохозяйственный форум в Томск мы приехали не с пустыми руками. Привезли подготовленные учеными Сибирского отделения Россельхозакадемии рекомендации "Полевые работы в Сибири в 2007 году", "Системы ведения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Сибири" и "Каталог информационных материалов по научному обеспечению реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". В совещании принимали участие два федеральных округа — Сибирский и Уральский. Я видел, с каким интересом руководители аграрного сектора субъектов федерации этих округов воспринимали наши работы.
Надо признать, что не во всех позициях наш Сибирский федеральный округ выглядит достаточно хорошо. Это было отмечено в выступлении заместителя министра сельского хозяйства России Сергея Митина. В России нет единого подхода администраций регионов к аграрным проблемам. Одни выделяют больше средств, другие — меньше. Кто-то обусловливает форму и объем поддержки достижением определенных показателей: надоями молока, привесами животных, урожайностью, ктото — нет. Поразному решаются вопросы содействия развитию сельских территорий. Мы давно обращали на это внимание и намерены обобщить все подходы для выработки рекомендаций по оптимизации механизма государственной поддержки агропромышленного производства на уровне субъекта федерации, и особенно — сохранению сельского уклада жизни.
Много говорилось о перепроизводстве зерна. Эта проблема отражена в итоговом документе. Но пока суд да дело, мы и сами должны на местах предпринимать конкретные меры по совершенствованию структуры производства. Надо понимать, что одним хлебом, и особенно одним товарным зерном, село существовать не сможет. Сегодня зерно не выгодно выращивать потому, что в Сибирском федеральном округе в лучший из последних сезонов было собрано порядка 15 млн тонн зерна. Для выпечки хлеба, на семена и для технических целей нужно всего 4,5 — 5 млн тонн. Еще около 3 млн тонн потребляет животноводство. Остальное зерно товаропроизводитель не может продать, так как с учетом транспортных затрат при нынешних железнодорожных тарифах оно становится неконкурентоспособным. Выход один — развивать животноводство.
В Сибири хозяйства должны быть многоотраслевыми, способными реализовать максимум продукции. Надо пересмотреть структуру посевных площадей с целью производства качественного корма для животных. Необходимо обратить внимание на подходы к строительству животноводческих комплексов. Помещения должны использовать минимум энергии для обогрева, чтобы не удорожалась продукция. В этом плане не все делается экономически обоснованно — для чего нужны ангары высотой 17 метров? Все должно быть направлено на создание нормальных условий и для человека, и для животных. Ученым есть что сказать в этом вопросе, и нужно смелее доказывать свою позицию руководителям и специалистам АПК.
Отдельная тема — закупка животных за рубежом. Закупать нужно только тогда, когда есть нехватка высокопродуктивного племенного скота, выращенного в экстремальных сибирских условиях. Кстати, полномочный представитель Президента А.В. Квашнин охарактеризовал положение в Сибири с импортом племенных животных как достаточно благополучное в плане того, что Сибирь использует в основном местные породы скота, созданные сибирскими учеными.
Надо знать, что с иностранным скотом мы "покупаем" и болезни, которых у нас нет. Целесообразно закупать не телок, которые через 2—3 года пойдут под нож, а племенных высокопродуктивных быков или их семя. Мы умеем трансплантировать эмбрионы для улучшения племенных свойств животных, но это, к сожалению, не очень востребовано.
Резервов у нас много. И в науке, и в практике, и у законодателей. Эти резервы нам надо научиться изыскивать и направлять на развитие нашего сельского хозяйства.