Дом с мезонином не дожил до переезда
На этой неделе в историческом здании — доме титулярной советницы Клочковой на ул. Варварской, 27 — произошел пожар. Этому историческому зданию, проект фасада которого в 1837 году согласовывал лично император Николай I, в наши дни власти отвели особую миссию: он должен был стать первым памятником, который из центра планировалось переместить на Щелоковский хутор, в музей под открытым небом. Однако переезда дом не дождался.
Пожар в доме Клочковой произошел утром 16 апреля, наиболее вероятной его причиной в МЧС называют "неосторожное обращение с огнем в нетрезвом состоянии". К счастью, полностью дом не сгорел — огонь в течение нескольких минут ликвидировали подразделения МЧС. Тем не менее от огня существенно пострадала крыша мезонина и часть венцов сруба, 160-летний особняк был основательно пролит водой. Эксперты считают, что пожар привел к утрате 30—50 процентов здания.
— Пожара стоило ожидать, — уверены жители окрестных домов. — Дом пустует несколько месяцев, не охраняется, туда постоянно наведывались бомжи.
Осенью 2006-го дом Клочковой начали разбирать: с него была снята деревянная обшивка, а венцы сруба были пронумерованы. Дом готовился к историческому событию — переезду на Щелоковский хутор. Как рассказал "Известиям" начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Виталий Колесников, такую судьбу дому уготовили еще прежние областные власти — решение о переносе дома было принято при министре культуры Владимире Седове. Тогда между министерством, Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником, строительной компанией "Абрис" и предприятием "Этнос" был заключен 4-сторонний договор на перенос дома на Щелоковский хутор. Колесников говорит, что та сделка была фактически ничтожной, поскольку юридических оснований переносить дом Клочковой с ул. Варварской не было. Однако новые областные власти аннулировать ничтожную сделку не стали и исторический особняк начали готовить к переезду. На этом месте компания "Абрис" должна построить квартал новой 5—8-этажной застройки — жилые дома и офисные помещения.
Прошлой осенью со стен дома сняли обшивку, бревна пронумеровали, но перевезти особняк до сих пор не удалось. Выяснилось, что это запрещено законом. В результате "раздетый" сруб особняка стался зимовать на прежнем месте. В течение этого времени в доме уже не раз были пожары, однако пожар 16 апреля оказался самым крупным. Интересно, что произошел он через несколько дней после того, как Виталий Колесников заявил, что перевозить дом обязательно будут, причем в ближайшее время.
Ответственной в том, что пожар случился, в управлении государственной охраны объектов культурного наследия считают строительную компанию "Абрис", инвестора участка.
— Она не обеспечила надлежащей охраны, — говорит Колесников.
В "Абрисе" эту позицию не разделяют.
— Статус на этот дом повесили, а бюджетных денег на его сохранение не дают, — заявил в интервью "Известиям" исполнительный директор компании Алексей Маслов. — Мы считаем, что охранять дом должен был подрядчик — фирма "Этнос", которая ведет работы по переносу. Мы в пожаре не заинтересованы — он приведет к удорожанию стоимости этих работ, которые финансируются за наш счет.
При этом раскрыть стоимость работ по переносу дома Маслов отказался, ссылаясь на коммерческую тайну. В управлении охраны памятников оценивают порядок этих работ в 3—5 миллионов рублей. Для сравнения, сумма штрафа, который Виталий Колесников намерен наложить на строительную компанию "Абрис". составляет 50 тысяч рублей.
— Проблема в том, что сегодня нет жестких норм, которые позволили бы привлечь застройщика к ответственности, — уверен начальник отдела историко¬культурных исследований НИП "Этнос" Алексей Давыдов. — Сумма штрафа, установленная законом в случае, если дом сгорит, явно несопоставима со стоимостью работ по переносу дома.
Виталий Колесников уверен, что пожар должен повлиять на ускорение переноса остатков здания. По его словам, в ближайшие две недели будет подписано постановление губернатора, которое поспособствует процессу. Неудачно до сего момента складывающаяся судьба эксперимента с переносом не отвращает управление охраны объектов культурного наследия от идеи. "Сейчас формируется четкий законодательный механизм, как только процедуру отладим, сразу же будет перенесено еще не менее 10—15 зданий из района Больших оврагов, но переноситься они будут не на Щелоковский хутор, а в район улицы Шевченко, где мы сформируем квартал исторической застройки", — пообещал Колесников.
Проект дома титулярной советницы Клочковой был разработан первым нижегородским городовым архитектором Георгом Кизеветтером на основе классицистических "образцовых фасадов" и высочайше утвержден Николаем I в 1837 году. По проекту 1884 года, заказанному графиней Ланской, классицистическое убранство фасадов было заменено на эклектичный деревянный декор. Именно в этом виде в 1999 году дом был включен в список выявленных объектов культурного значения Нижегородской области. Дом считается примером частного жилого дома, построенного на основе образцовых проектов начала XIX века.