Пусть радость благородная
"Потенциал большинства сибирских регионов намного превышает их внутренние потребности. Поэтому большинство из намечаемых к реализации проектов являются экспортно ориентированными", — сообщил полпред президента по СФО Анатолий Квашнин, комментируя журналистам тему открытия Ганноверской промышленной ярмарки — крупнейшей в мире. По его словам, на территории Сибири необходимо создавать современные предприятия с прогрессивными технологиями по глубокой переработке сырья. "Сибирские предприниматели готовы организовывать эти предприятия совместно с немецкими промышленниками", — сказал чиновник. Известно, что в Ганновер привезли собственные разработки компании "Красэйр", ТГК-13, "Красмаш", Железногорский ГХК, "Краслесмаш", золотодобывающая компания "Полюс" и "Красцветмет".
Как сообщили "Известиям" на этих заводах, основная цель поездки сибирских промышленников в Германию — обмен технологиями с деловыми партнерами многих развитых стран, представленных на ярмарке. Предваряя визит красноярской делегации, вице-губернатор Сергей Сокол заметил, что эта выставка — одна из самых посещаемых и "мы ожидаем, что она привлечет в край серьезных инвесторов". Ганновер привлек, кстати, около десяти тысяч участников. Отметим, что 2007 год объявлен Годом Сибири в Германии в соответствии с соглашением о стратегическом и экономическом сотрудничестве, которое было подписано год назад между ассоциацией "Сибирское соглашение" и Восточным комитетом немецкой экономики. В рамках Года Сибири субъекты Федерации нашего округа и предприниматели представляют экономический потенциал, перспективные инвестиционные проекты немецким предпринимателям в ходе экономических выставок и форумов. "День Сибири на Международной промышленной выставке в Ганновере — главное событие Года Сибири в Германии", — считает полпред Анатолий Квашнин.
В компании "Красэйр" отметили, что представленный ею на выставке инвестпроект развития красноярского аэропорта вписывается в общую стратегию евразийских воздушных линий. "Красноярск становится международным центром перевозок пассажиров и грузов, и нельзя сказать, что западные инвесторы не заинтересованы в комфортном развитии приенисейских транспортных узлов", — утверждают в пресс-службе компании. В перспективе грузовой комплекс аэропорта Красноярск будет расширен и сможет обрабатывать до 2 млн тонн груза в год. Общая расчетная стоимость расширения грузовой инфраструктуры красноярского аэропорта в течение последующих 6 лет составит $40 млн.
По словам генерального директора ОАО "Краслесмаш" Андрея Вольфа, везти для демонстрации на выставке продукцию предприятия — удовольствие достаточно дорогое. Поэтому в компании решили пока ограничиться развернутым стендовым представлением своей лесозаготовительной техники.
— Само участие предприятия в событии такого уровня — уже почетно. К тому же наша лесозаготовительная техника уже известна не только в России, но и за рубежом, — сообщил "Известиям" Андрей Вольф. Генеральный директор планирует лично посетить в эти дни Ганновер.
Пресс-служба компании ТГК-13 сообщила нашей газете, что основным проектом, представляемым на ярмарке, стала так называемая достройка ТЭЦ-3, которая является центральным узлом стратегического развития краевого центра. Недавно совет директоров компании утвердил инвестиционный проект станции.
Планируется, что ее строительство начнется в июне текущего года. Пока принято решение о начале реализации проекта на собственные средства компании и заемные средства кредитных организаций. Затем проект будет вестись на средства от дополнительной эмиссии акций, которая, согласно графику корпоративных событий ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", запланирована на ноябрь 2007 года. Сметная стоимость проекта в прогнозных ценах составляет 3 млрд 158 млн руб. Определены следующие источники финансирования проекта: собственные средства компании — 54 млн руб., заемные средства — 900 млн руб. и средства от дополнительной эмиссии акций — 2 млрд 204 млн руб. Отметим, что средства из тарифных источников не планируются. "Введение в строй 1-го энергоблока Красноярской ТЭЦ-3, запланированное на второй квартал 2009 года, позволит ввести дополнительно 185/220 МВт электрической мощности и 270 Гкал/ч тепловой мощности", — сообщили "Известиям" в компании.
Источники нашей газеты утверждают, что ганноверский полигон станет пробным камнем для всей грандиозной инвестиционной программы РАО "ЕЭС России", где проекты Красноярского края занимают ведущее место. Не исключено, что успешная демонстрация этой сибирской затеи позволит привлечь инвесторов ко многим другим проектам ведомства Анатолия Чубайса.
Вообще, энергетика занимает на ярмарке ключевое место: как сообщают западноевропейские СМИ, новые акценты ставятся на нетрадиционные пути развития энергомощностей. В связи с этим особое место отводится "Кремниевому инвестпроекту" Железногорского горно-химического комбината, позволяющему развернуть в крае и стране сеть современных солнечных батарей.
На комбинате нам сообщили, что для сдачи в эксплуатацию 1-го пускового комплекса для производства полупроводникового кремния требуется 850 млн руб. При этом наибольший интерес к инвестиционному проекту, по словам заместителя генерального директора комбината Виктора Ефимова, проявляют не отечественные, а западные компании.
Рентабельность этого производства превышает все существующие достижения красноярской индустрии: расчетами экспертов доказано, что она будет трехкратной, а цена килограмма кремния в 30 раз выше килограмма алюминия — $100. В России поликремний не выпускается. На презентации инвестиционного проекта отмечалось, что при производстве предприятие использует "стратегию горизонтальной интеграции — расширения мощностей и наращивания объемов производства. В процессе горизонтального расширения сокращается себестоимость продукции до уровня, обеспечивающего ценовое конкурентное преимущество на рынке". Виктор Ефимов заявил "Известиям", что в числе компаний, проявляющих интерес к красноярскому проекту, — немецкие.
Резюме
Разноплановость представляемых в Германии проектов говорит о двух противоположных вещах. Во-первых, красноярская экономика достигла предельных мощностей при старых технологиях и за новыми поехала в Германию. Во-вторых, если с новыми не получится, государство, как можно судить по структуре компаний, все равно поддержит и поможет.