Дорого, весело и никакой логики
Марафон премьер (9 за сезон) в театре "У Моста" завершает не мистика и не трагедия. Последняя комедия, написанная великим Шекспиром, пополнила репертуар этого театра. История с переодеваниями и любовными коллизиями - "Двенадцатая ночь" будет представлена зрителям 20 апреля.
Третье обращение за год к творчеству английского драматурга Сергей Федотов объясняет исключительно "нечаянным увлечением". Дескать, затянуло "красивое слово" и страсти эпохи Возрождения. "На "Гамлете" и "Ромео и Джульетте" зрители все время плачут, - поясняет пермский мистификатор, - и мы решили немного посмеяться и развеселить их".
Действительно, комедии Шекспира и сегодня весьма остроумны и непосредственны. Это не столько комедии положений, сколько комедии с переодеваниями, с путаницей между снами и реальностью, с нечаянными и неуместными признаниями, а главное - очень колоритными персонажами. К тому же, великий драматург на то и великий, что если уж актеры не спасут, то текст "вытянет" в любом случае и в любой "концепции" на аплодисменты.
Порядковый номер премьеры в этом сезоне театра "У Моста" - девять. Зато по затратам "Двенадцатая ночь" - первая. Причем за всю 18-летнюю историю существования театра. Оно и понятно: Федотов принципиально отказался от "осовременивания" классика. Его позиция - костюмы и декорации должны "говорить" о веке, в котором созданы. А такие принципы - дорогостоящее предприятие.
На сцене стоит мини-судно, а точнее мастерски выструганный плотниками театра корабль, напоминающий фрегат XVIII века. Правда? в отличие от фрегата основная часть декорации "переехала" в новую комедию из "Трехгрошовой оперы" и трагедий Шекспира, ранее поставленных в театре. Костюмы как никогда хороши и богаты. Парча, шелк, бисер и вышивка. Нет одного, но для театра все-таки нужного - актеры совершенно не умеют носить исторические костюмы. И дело тут не столько в сутулых спинах дам и кавалеров, но и в открытых щиколотках и (извините!) телах, вываливающихся из тесных декольте. Это дамы эпохи Возрождения?! К тому же женский шаг - это короткая, легкая и неслышная поступь. Танцы, которыми (как и в предыдущих трагедиях) сдобрен спектакль, больше походят на крестьянские пляски, нежели на балы при дворе. Остается надеяться на одно - актерскую игру.
Состав неплохой и даже неожиданный. Например, Михаила Орлова (исполнитель роли Гамлета и Тибальта ) "понизили" до шута. Его шут - громкий, но обаятельный и трагикомичный. А вот Оливию и Виолу исполняют молодые звезды театра - Анна Агафонова (Джульетта "Ромео и Джульетта") и Мария Сигаль (Кончита "Юнона и Авось"). "Молодые примы" красивы. Но как актрисы они здесь очень предсказуемы и поверхностны. Возможно, это впечатление поверхностное и навеяно лишь увиденными репетициями. Если премьера покажет другое, то придется простить и "неуклюжее ношение" платьев.
Представляя журналистам новый спектакль, режиссер уверил, что никакой привычной для "У Моста" мистики и философии ждать не стоит. Более того, зрителям предлагают абсолютно алогичное действо. "Мы разбирались в логике пьесы, - говорит г-н Федотов. - Потом в конце концов поняли, что в этой пьесе Шекспира логики никакой нет - там ничего не стыкуется. В какой-то момент мы поняли, что не надо ничего понимать. Необходимо просто окунуться в стихию театра, понять, что это Иллирия, что это волшебная страна, которую придумал Шекспир, и в этой волшебной стране происходят всякие странности. Так же будет и у нас". Других жителей страны и героев комедии Шекспира "Двенадцатая ночь" исполняют Виктор Владимиров, Василий Скиданов, Виктория Проскурина и, конечно, любитель публики - Иван Маленьких.