Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Каждую 20-ю поездку мы "дарим" метрополитену

Ограниченный по времени срок действия билетов на метро приводит в недоумение не только москвичей. Ни в одном городе России, кроме столицы, разовый билет на метро не "сгорает" через три дня, если им не воспользоваться. По самым скромным подсчетам ежедневно клиенты столичной подземки "дарят" метрополитену до трех миллионов рублей в виде просроченных проездных.
0
По самым скромным подсчетам ежедневно клиенты столичной подземки "дарят" метрополитену до трех миллионов рублей в виде просроченных проездных (фото: Алексей Кондрашкин)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ограниченный по времени срок действия билетов на метро (3 дня для разовых поездок и 30 дней - для всех остальных) приводит в недоумение не только москвичей. Ни в одном городе России, кроме столицы, разовый билет на метро не "сгорает" через три дня, если им не воспользоваться. По самым скромным подсчетам ежедневно клиенты столичной подземки "дарят" метрополитену до трех миллионов рублей в виде просроченных проездных.

Верховный суд РФ в марте отменил решение Мосгорсуда о законности ограничений на действия магнитных билетов в Московском метрополитене. При этом федеральный суд не счел эти ограничения незаконными, предоставив возможность недовольным москвичам разбираться с местными властями самостоятельно. Иск в Мосгорсуд был подан еще в ноябре 2005 года юристом Николаем Горбанем, который, ссылаясь на Гражданский кодекс РФ (ст. 408 и 310), оспаривал трехдневный срок действия билетов на метро. Гражданский кодекс говорит о том, что после оплаты должник (в данном случае - метрополитен) не может отказаться от исполнения договора. Однако пассажир, купивший билет на метро (то есть заключивший договор и полностью оплативший услуги перевозчика), согласно решению столичных властей теряет свое право по истечении трех или тридцати дней (в зависимости от числа приобретенных поездок). Николай Горбань считает, что такая система просто обманывает пассажиров - как если бы зарплата работника превращалась в фантики, если он не успевает истратить ее за месяц.

- По подсчетам ежедневно в московском метро сгорают поездки на сумму 2,5-3 млн рублей, то есть каждая 20-я поездка, - сообщил "Известиям" адвокат Александр Симанчев, также судившийся с метрополитеном. - Потребители не могут воспользоваться уже оплаченной услугой, если не сумели совершить, к примеру, 60 поездок в месяц. Причины этого различны: человек мог заболеть, уехать в отпуск или воспользоваться другим транспортом. Когда человек заключает договор с перевозчиком или банком, этот договор должен соответствовать федеральным нормам гражданского права, к примеру, ст. 408 и 310 ГК РФ. Странно, но арбитражные суды эти нормы в своей практике применяют, а суды общей юрисдикции - не всегда.

Пока руководству метрополитена удалось доказывать в судах, что обмана пассажиров не происходит, однако свою доказательную базу метрополитен строит на весьма зыбких документах. Согласно законодательству размер тарифов на проезд устанавливает РЭК (региональная энергетическая комиссия). А временные ограничения на пользование определенными видами билетов введены согласно постановлению правительства Москвы N 631-ПП от 13 августа 2002 года. Фактически это постановление уже утратило силу в связи с неоднократным введением новых тарифов и изданием новых постановлений, где о сроках действия билетов речи уже не шло. Но пока это не мешает администрации подземки продолжать свою тарифную политику - тем более что Верховный суд страны в своем последнем решении от 14 марта 2007 года оставил без изменения действующие правила. Впрочем, любой пассажир, который понес убыток от неистраченных поездок, теперь может смело подавать иск в городской суд. А те, кому лень ходить в суды, могут подробней изучить тарифные планы на проезд в метрополитене и выбрать для себя оптимальный.

Оптимальный проездной

"Известия" провели собственные расчеты и выяснили, что для тех, кто регулярно пользуется подземкой, стоит покупать транспортную карту без ограничения числа поездок сроком на три месяца. Карта стоит 1600 рублей (аналогичная карта на 1 месяц стоит 770 рублей, а на год - 5400 рублей).

Для тех, кто пользуется метрополитеном нерегулярно (к примеру, для автолюбителей), имеет смысл приобретать месячные билеты на 10 поездок по цене 140 рублей. Если поездки кончились, всегда можно купить другой билет (к примеру, на 5 поездок) и не потерять оплаченные услуги.

Наиболее невыгодные с точки зрения пассажиров билеты - это билет на 2 поездки за 34 рубля и месячный проездной за 540 рублей с лимитом в 70 поездок.

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев:

"Не нравятся наши услуги - купите себе велосипед..."

Свою позицию руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев изложил корреспонденту "Известий" Борису Устюгову.

вопрос: Многим пассажирам кажутся неудобными ограничения по времени действия проездных билетов. Почему билеты на 1-2 поездки действуют всего 3 дня, а на 20 поездок - 30?

ответ: Хорошо, давайте сделаем ограничения 10 дней. Что изменится? Все будут спрашивать: почему 10 дней? У нас 17 различных тарифных планов, и человек вправе выбрать тот план, который ему выгоден: с ограничением или без ограничения лимита поездок. Каждый год мы вводим дополнительные тарифные планы, сейчас пассажиры предлагают ввести билет на 40 поездок или единый билет, который бы действовал в течение суток на всех видах городского транспорта. Не исключено, что такие тарифные планы скоро появятся. Сейчас мы совместно с Мосгортрансом разрабатываем новый тип транспортной карты, которая позволит вносить платежи и пользоваться различными тарифными планами. Такой билет у нас пока есть совместно с Московской железной дорогой.

в: В существующих 17 тарифных планах пассажиры не путаются?

о: Нет, не путаются. Более того, мы разрабатываем новые планы. К примеру, сегодня учащиеся имеют 70%-ную скидку на проезд и специальные месячные билеты. Возможно, скоро появятся ученические билеты со скидками на разовые поездки или на неделю. До конца года мы планируем внедрить специальную социальную карту учащегося, которая позволит не только оплачивать транспортные услуги, но и посещать музеи, концерты и другие мероприятия.

в: Автолюбители в Москве все чаще пользуются метрополитеном. При комбинированном способе передвижения по городу сложно рассчитать, на какое количество поездок надо купить билет. Людям обидно, что они часто переплачивают за неизрасходованные поездки....

о: У нас нет билетов на определенное количество поездок. Мы продаем тарифные планы. Они действуют определенный период времени, в который вы можете совершить не более определенного количества поездок. Цена билета напрямую не привязана к количеству поездок. Это как абонемент в фитнес-центр. Вы можете туда ходить каждый день, а можете три раза в месяц. За одни и те же деньги. Если вы пользуетесь метро нерегулярно, рекомендую оформить специальную кредитную банковскую карту. В конце месяца со счета списывается сумма, соответствующая цене того тарифного плана, которым вы воспользовались.

в: Как быть туристам или приезжим?

о: Объем продаж 1-2-разовых поездок уже 15 лет стабилен и составляет 600-800 тысяч в день.Тот же объем был при продаже жетонов. Для туристических групп проще покупать один билет с ограничением в 20 поездок. А индивидуальные туристы обычно не мучаются вопросом тарифных планов. Они покупают билеты на 1-2 поездки - не только в Москве, но и во всех городах мира. В каждом городе существует собственная система тарифных планов.

в: На основании чего было введено ограничение по времени и количеству поездок?

о: Есть постановление правительства N 631-ПП от 2002 года, которое устанавливает именно эти сроки: 3 дня - для разовых билетов и 30 дней - для некоторых тарифных планов. Другого решения правительство Москвы не принимало - значит, данное постановление действует до сих пор, и никто его не отменял.

в: Недавно Верховный суд отменил ранее принятое решение Мосгорсуда о законности ограничения по времени действия билетов. Не предвидите ли вы новых исков?

о: У нас 9 миллионов пассажиров в день. Если кто-то из них считает тарифы неправомерными, он вправе обратиться в суд. Уже были проведены десятки судебных заседаний и дискуссий в различных инстанциях. Логики в отмене решений и пересмотре режима использования билетов нет. Есть правила игры и свобода выбора. Вся жизнь человека в обществе регламентируется правилами, в том числе и транспортная система. А у адвокатов свой бизнес, на судебных процессах они зарабатывают себе популярность и деньги. И пусть зарабатывают, если кто-то готов платить за глупости. А если кого-то не устраивают услуги метрополитена - он может купить себе велосипед и кататься на нем вместе с адвокатами Горбанем и Симанчевым. И дай бог им здоровья - езда на велосипеде полезна.

в: Но если человек купил билет на 10 поездок в январе, он не сможет им воспользоваться в феврале или марте...

о: А зачем покупать билет в январе, если вы собираетесь ездить в марте? Следуя этой логике, можно спросить: если я купил билет в Москве, почему я не могу проехать по этому билету в Париже? Повторяю: мы постоянно совершенствуем работу с пассажирами. Сейчас проводим переговоры с РАО "РЖД" об установке касс по продаже билетов в метро на московских вокзалах - чтобы по утрам не возникало очередей на пересадочных узлах до открытия метро.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...