Мимо по конкурсу
Пермский край не вошел в число регионов РФ, которые смогут получить федеральные дотации на внедрение комплексных проектов. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в январе 2007 года был объявлен конкурс среди регионов-реформаторов. По его результатам Пермский край занял 25-е место.
В числе 21-го региона-победителя встречаются Бурятия, Мордовия, Северная Осетия-Алания и Чувашская Республика. "На участие в конкурсе заявилось более 50 регионов. По решению конкурсной комиссии, краю присвоили место в середине. Однако состав экспертов оценил нас по достоинству, и по их выводам вы вошли в пятерку лидеров", — сообщил министр образования Пермского края Николай Карпушин. "Уровень предоставляемых образовательных услуг тут ни при чем. Край не победил из-за недостатка политических аргументов", — настаивает министр, объясняя причины таких неутешительных для региона результатов.
В случае оптимистических итогов Пермский край мог бы рассчитывать на привлечение субсидий из федерального бюджета в размере 200 млн. В целом, финансирование победителей рассчитано на три года.
Впрочем, в министерстве образования не особо расстраиваются из-за упущенных возможностей. "Победили мы или проиграли, не так важно. Заявки предоставили слишком сильные конкуренты: Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область. Конечно, мы надеялись, что победа будет за нами, поэтому заложили в бюджет края на 2007 год долю, необходимую для софинансирования, в размере 300 млн. Поэтому эти средства пойдут на улучшение системы образования", — отметил Карпушин.
По словам ректора института проблем образовательной политики Москвы Александра Адамского, комплексный подход по модернизации образования в Пермской крае все-таки будет реализован. "Согласно позиции губернатора края Олега Чиркунова, Пермский край будет участвовать в этом проекте и без финансовой поддержки Федерации. У него будет возможность высказать свое предложение на очередном президиуме совета по национальным проектам, который состоится 24 апреля. Это очень важно, так как в случае одобрения позиции губернатора нацпроект будут реализовывать не только регионы, получившие финансовую поддержку", — сообщил Адамский.
Проиграв в одном конкурсе, деятели от образования тут же принялись за новый проект. Краевое министерство образования совместно с московскими учеными и пермскими общественными организациями работает над созданием института гражданских инициатив. "Реформы в образовании должны зарождаться в среде общественных организаций. Родительские школьные советы вполне могут стать основой для института гражданских инициатив. Пока, к сожалению, есть только общественное недовольство по поводу качества образования и инициатива "снизу" не оформлена в единое направление", — говорит Адамский.
По замыслу инициативной группы, советы должны оформить теоретическую основу для реформ образования. "Некий координационный совет будет выявлять социальные потребности и выдвигать предложения по реформированию школьной системы. Затем они подвергнутся анализу независимых экспертов", — предлагает директор информационного центра развития образования Игорь Бочаров.
По словам Адамского, если хотя бы советы 50-70 школ края объединятся для выработки единой стратегии, то "дело по реформированию системы образования можно считать оформленным". По общему мнению участников обсуждения, если в ближайшие полгода в этой отрасли не произойдет никаких изменений, то "система образования просто застынет".