Ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы профессор Юрий Петрович Платонов: "Мы учим работать в системе "человек – человек"
- Статьи
- Общество
- Ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы профессор Юрий Петрович Платонов: "Мы учим работать в системе "человек – человек"
Пятнадцать лет назад в Петербурге появился Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Он стал первым специализированным вузом психолого-социального профиля на Северо-Западе России. О том, как и каких специалистов нужно готовить для этой сферы, корреспонденту "Известий" Илье Нефедову рассказал ректор института, профессор Юрий Петрович Платонов.
вопрос: Почему стране понадобились социальные работники?
ответ: В начале девяностых Петербург как крупный мегаполис особенно остро почувствовал тяжесть социальных проблем: стареющее население, различные формы девиаций среди молодежи, безнадзорность и бездомность. На сломе двух эпох исчезла существовавшая система некоей "социальной подушки" для населения. Люди оказались брошенными на произвол судьбы. В этих непростых условиях социальные функции взяла на себя районная власть. В Василеостровском районе было принято решение создать вуз для подготовки специалистов психолого-социального профиля.
в: Была ли такая специальности в стране прежде?
о: В 91-м году Минобразования ввело новую специальность – "социальная работа". Кроме того, в те годы активизировалось международное сотрудничество с европейскими странами и это позволило нам увидеть новый инструмент социальной стабилизации и развития – социальных работников, которые были призваны оперативно решать проблемы повседневной жизни горожан. Подготовка социальных работников и практических психологов для петербургских организаций и учреждений стала для нас областью социальной ответственности.
в: Что, на ваш взгляд, важнее при отборе абитуриентов – определенный объем знаний или должные моральные качества?
о: Этическая сторона чрезвычайно важна, так как профессиональным знаниям всегда можно обучить. Мы отбираем в вуз ребят, ориентированных на работу в системе "человек – человек", то есть на взаимопонимание, оказание помощи и поддержки другим людям. Мы дополняем эти качества знаниями о социальных и семейных ценностях и приоритетах.
в: Как организован образовательный процесс в институте?
о: Как и любом вузе существует подготовка по стандартным программам, однако мы добавляем возможность обучения по индивидуальным планам – например, для тех, кто хочет ускорить обучение или глубже освоить конкретную специализацию. Мы это учитываем при составлении образовательных маршрутов, добавляя интересующие курсы по социологии, социальной психологии, медико-социальным проблемам, геронтологии, психогенетике. Также в институте серьезное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности студентов, которые имеют возможность участвовать в научных исследованиях, посвященных актуальным вопросам психолого-социальных знаний. Спектр направлений образовательной и научно-исследовательской деятельности постоянно расширяем с учетом запросов социальной практики.
в: Что изменилось в социальной сфере за пятнадцать лет, и как на эти изменения реагирует институт?
о: В городе создана развитая социальная инфраструктура – в том числе, центры социальной защиты. И появилась большая потребность в специалистах - но уже в профессионалах. Кроме того, в Петербурге 14 тысяч работников социальных служб, и всем им нужно периодически повышать квалификацию. Руководители профильных Комитетов Правительства Санкт-Петербурга - Александр Дмитриевич Викторов и Александр Николаевич Ржаненков, не раз отмечали, что вуз нужен городу, в том числе и для того, чтобы повышать квалификацию специалистов социальной сферы. Этим мы занимаемся и будем заниматься – потребность в дополнительном образовании в обозримом будущем будет только возрастет. В Петербурге двадцать процентов населения – инвалиды. Среди пенсионеров одну четверть составляют мужчины, три четверти – женщины. Так что проблем много: гендерный дисбаланс, снижение доли молодежи. У инженеров есть такое понятие – "усталость металла". Так и в обществе – если будет возрастать социальная апатия, мы можем потерять нашу страну. Эту ситуацию нужно менять, и судя по нацпроектам, сейчас правительство этим занимается. Мы тоже учим студентов не опускать руки, искать способы решения даже в самых трудных ситуациях.
в: В собственное будущее институт тоже с оптимизмом смотрит?
о: Конечно, у нас серьезные планы по развитию вуза, однако мы не собираемся менять статус института, как это стало модно в последние годы. Наше развитие исключительно интенсивное, а не экстенсивное. Мы улучшаем качество, развиваем материально-техническую базу, активизируем контакты с различными вузами и социальными организациями. Но ресурсов не всегда хватает. Так что надеемся на поддержку учредителя – Правительства Санкт-Петербурга.