Коми - это между Финляндией и Китаем
Проект "Белкомур", который может объединить Архангельскую область, Республику Коми и Пермский край, из российского межрегионального может стать международным. Серьезный интерес к участию в строительстве железной дороги от промышленного сердца России к северным портам проявили компании из Финляднии. Представители страны Суоми в рамках проекта “Barents Link” давно работают над интеграцией государств Скандинавии, Северо-Запада РФ (Республики Карелия, Мурманской и Архангельской областей) и Республики Коми.
Финны недавно встречались с представителями регионов, через которые пройдет "Белкомур". В принципе интересно всем. Сейчас обе стороны – и российская, и финская взяли время подумать. Финны сами вышли с предложением об интеграции проектов. Им интересно. "Финны хотят загрузить свои порты", - поясняет губернатор Пермского края Олег Чиркунов. В России в целом тоже позитивно воспринимают такой сценарий. "Было бы полезно интегрировать Белкомур в железную дорогу из Финляндии в Китай - другой перспективный проект в сфере транспортных коммуникаций. В этом заинтересованы и предприятия, которые активно инвестируют на территории юга Коми округа - ЛУКОЙЛ, Ренова", - заявил накануне вице-премьер правительства Пермского края Михаил Антонов, выступая на заседании Совета Федерации.
"Северный куст Пермского края (Соликамск, Березники, Александровск и Яйва) - уникальное место в Пермском крае, где скопление крупных промышленных предприятий. Вместе они дают 0,5% производства России (25% производства Пермского края, 40% грузооборота Пермского края), - убеждал сенаторов Антонов. - Тем не менее, сейчас этот Северный куст находится в тупике. Из Соликамска можно уехать только в Красновишерск и дальше по охотничьим тропам или в Пермь. Это ставит под угрозу реализацию инвестиционных проектов крупных предприятий Севера на общую сумму 100 млрд рублей в ближайшее время.
Белкомур мог бы дать возможность более активно отгружать продукцию на экспорт. Строительство ветки Сыктывкар-Гайны-Соликамск-Яйва могло бы существенно помочь предприятиям Севера".
Финны планируют озвучить свою позицию 15-16 мая. Говорят, что не исключают подписание меморандума. Но это не будет означать скорейшего начала совместной работы. Финляндии сначала требуется получить деньги ЕС на проведение проекта. России - достичь согласия регионов, интересы которых может затронуть строительство "Белкомура". Важным и ценным строительство этой магистрали считают далеко не все.
Скептически к сотрудничеству с финнами относятся в Мурманской области. "Выгода для Кольского полуострова мягко сказать небольшая, - говорит ведущий специалист управления международных связей Мурманской области Татьяна Воробьева. - Но мы понимаем, что от процессов глобализации не уйти". И.о. руководителя департамента промышленности и транспорта Мурманской области Сергей Леус отмечает, что "для начала нужно техническое обоснование выгодности объединения с финнами. Пока есть только факт, доводов в пользу никто не приводит. Наши автомобильные дороги обеспечивают транзит грузов в должной мере. Поэтому для нас принципиален вопрос: что будет перевозиться по железнодорожной магистрали. Мы уже встречались с финскими компаниями и пока четкого ответа не получили".
"У нашего государства есть интерес загрузить свои порты. Если раньше говорилось об Архангельске, то сейчас Минтранс рекомендует в качестве порта Мурманск, поскольку он не замерзает. Но ждут ли нас в Мурманске? Нефтяники пытались прийти в Мурманск и не нашли понимания - ушли в Норвегию. Мы скорей всего приедем в Мурманск и спросим их об этом напрямую", - говорит губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
Для Пермского края строительство этой магистрали означает еще и получение из федерального бюджета 40 млрд рублей. А это в 4 раза больше, чем все федеральные инвестиции за последние 3 года.
На уровне федеральных ведомств тоже нет однозначного взгляда на ситуацию. "Федеральное агентство железнодорожного транспорта приветствует проект. В Минтрансе РФ же, хоть сейчас и рассматривают идею положительно, все-таки осторожничают, - рассказывает "Известиям" специалист краевого комитета по транспорту и связи Денис Гвоздев. - Такого масштабного инфраструктурного проекта не было с советских времен. Тяжелые раздумья в принципе объяснимы".
По информации "Известий", не испытывают большого воодушевления от строительства короткой линии между Западом и Востоком и в ОАО РЖД. "Белкомур" станет прямым конкурентом уже существующего длинного пути на Мурманск. Железнодорожники прекрасно понимают, что с появлением северного направления они потеряют загрузку основных транспортных узлов.
Несмотря на "подвешенный" статус проекта, его апологеты не останавливают подготовку к его реализации. Так, например, пермский сенатор Оганес Оганесян, глава комитета Совета Федерации по экономической политике, на днях заявил, что заявка на федеральное финансирование проекта "Белкомур" будет подана в октябре-ноябре этого года.
Шевкета Шайдуллина сменил красноярец
Вакантное место начальника Свердловской железной дороги наконец-то занято. Накануне президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин представил нового руководителя сотрудникам Свердловской магистрали. Согласно традиции, не назначать начальником кого-то из "местных", и. о. руководителя СвЖД Валерий Фомин так и не стал руководителем дороги.
Освободившуюся после отставки Шевкета Шайдуллина должность начальника СвЖД занял руководитель Красноярской железной дороги Владимир Супрун. Соответствующий приказ был подписан еще в пятницу. Однако с официальным заявлением новый начальник СвЖД выступать не стал. Объясняя выбор Владимира Якунина, пресс-служба СвЖД охарактеризовала Супруна как "одного из лучших железнодорожных начальников".
Как удалось выяснить "Известиям", свою трудовую деятельность Супрун начинал в качестве составителя поездов станции Тында.
Местные СМИ дают ему весьма противоречивую характеристику. Так, встретилось мнение, что экс-начальник Красноярской железной дороги ничем особо себя не зарекомендовал, "ни рыба ни мясо", хотя многие отмечают его открытый характер. Среди его заслуг выделяют строительство нового вокзала. "Кроме биографических данных что-то сказать о нем сложно", — отмечают собеседники "Известий".