Тормоз да Винчи
15 апреля исполнится ровно 555 лет со дня рождения генерального конструктора эпохи Возрождения, придумавшего, как запускать различные машины и как их вовремя притормозить.
Мысль о том, что Леонардо был не землянином, а пришельцем из других миров, возникала у многих фантастов. Однако биография сына нотариуса из флорентийского городка Винчи известна чуть ли не по дням, а его архив составляет около 7 тысяч страниц большого и малого формата.
Леонардо вел дневник, в котором также приведено множество чертежей и рисунков придуманных им механизмов и аппаратов. Авторы книги "Машины Леонардо да Винчи" описали и сопроводили прекрасными иллюстрациями огромную работу, проведенную ими и другими итальянскими исследователями, - перевод в цифровую форму этих чертежей и рисунков с последующим изготовлением компьютерных трехмерных моделей.
При "расшифровке" внешне не всегда четких изображений авторам реконструкции удалось обнаружить удивительные детали. Так, при оцифровке "автомобиля" был обнаружен придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.
Хотя изображения механизмов Леонардо имеются в каждом учебнике по истории и физике, напомним, воспользовавшись книгой "Машины...", какие же устройства он придумал. Оглавление разделено на 7 глав: "Летательные машины", "Военные машины", "Гидравлические механизмы", "Рабочие машины", "Машины для обслуживания сцены", "Музыкальные инструменты" и "Разные машины". Понятно, почему летательные устройства помещены в главе под номером один, - пушки и телеги были и до Леонардо, пусть и не такие остроумные, а вот самолеты появились только через 450 лет после его рождения.
Мастер начал с изучения анатомии стрекозы и ее поведения в воздухе, затем придумал машущее крыло - в сущности, стенд для изучения "отталкивания" от воздуха. Имелась в виду проверка мускульной способности человека поднять в воздух и управлять полетом пилотируемого махолета, общий вес которого должен был составлять 90 кг.
На том же листе "Манускрипта В" - вот прихоть гения! - Леонардо изображает и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт". Именно винт, который ввинчивается в воздух и поднимает устройство. Многие считают, что Леонардо изобрел прототип вертолета. Это не совсем так, геликоптеры используют винты с лопастями, расположенными не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Однако изготовленная в Японии игрушка, представляющая собой копию "воздушного винта" из сверхлегкого пластика, прекрасно летает, действительно ввинчиваясь в воздух!
Далее Леонардо изображает уже полный чертеж летательной машины, приводимой в движение человеком через хитроумные механизмы. Он настолько уверен, что устройство полетит, что предполагает даже проводить испытания над озером, да еще и с прикрепленными поплавками, чтобы машина не утонула.
Мастер пытался изготовить свои машины, однако по разным причинам - в том числе из-за нерадивости и лени своего помощника Тедеско - "в материале" его летательные устройства не воплотились. И лишь в конце 70-х годов прошлого века удалось построить летающие мускололеты из углепластика и модифицированного нейлона. Поразительно похожие на Леонардову машину.
А открытия и изобретения Леонардо на протяжении лет 400 оказались невостребованными. И дельтаплан, и парашют, и автомобиль, и даже тот самый автомобильный тормоз были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого флорентийца.
Зато "Тайную вечерю", "Джоконду" или даже его рисунки машин повторить или создать вместо Леонардо невозможно. В искусстве незаменимы все и прежде всего - Леонардо да Винчи.
Автомобиль на сцене
Одно из самых известных изобретений Леонардо - деревянный "автомобиль", приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин. Устройство имеет размер примерно 1 x 1 х 1 метр и, как теперь считают, было предназначено для театрализованных представлений. Например, для торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы - без каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было производить на зрителей сильное впечатление.
Жизнь гения
Леонардо родился в 1452 году в Италии и умер в 1519 году во Франции. Учился живописи у Андреа дель Верроккьо, дружил с астрономами и увлекся естествознанием. С 30 лет работал на правителя Милана Лодовико Моро, устраивая различные празднества и феерии.
В 1497 году заканчивает работу над "Тайной вечерей", к сожалению, используя краски собственного (и неудачного) изготовления. Сильно осыпавшаяся фреска потребовала сложнейшей реставрации. "Джоконда" была написана в 1503 году.
Леонардо изучал анатомию, участвуя во вскрытии трупов. Был чуть ли не атеистом, оставляя Богу лишь должность "перводвижителя". В семейной жизни, по-видимому, счастлив не был, с родителями был в непривычных для нас отношениях. Так, в его дневниках есть всего одно упоминание о матери: "Потрачено 15 монет на закапывание Катерины". Так звали его мать, простую крестьянку.