Фотохудожник Владимир Клавихо: "Гламур и глянец - это мир тотальной несвободы"
В Москве открылся 5-й Международный фестиваль "Мода и стиль в фотографии". До середины мая в рамках этого заметного форума пройдет целая россыпь выставок классиков (и полуклассиков) российской и зарубежной фотографии. Главные на этом фотографическом празднике жизни - герои гламурного мира: так выходит, они чаще других попадают в объективы... Бесспорно, в этом море фоторабот можно найти немало любопытного, красивого. Хотя некоторым кажется, что в самом названии фестиваля заложено противоречие. Между стилем, который, если есть, всегда индивидуален и не зависим от веяний времени. И модой, которая всегда сиюминутна, конъюнктурна и унифицирована.
Своей точкой зрения на моду и стиль в фотографии делится с "Неделей" известный фотохудожник Владимир Клавихо.
Тема фотографии мне близка и понятна, хотя бы потому, что я лично прошел несколько этапов в этой области. Десять лет я занимался репортажной фотографией, в том числе с выездами в "горячие точки". Потом перебрался в модный бизнес, делая фотосессии для глянцевых журналов. А сейчас ушел совсем в другую сферу - меня занимает художественная фотография, которая уже не имеет отношения ни к первому, ни ко второму.
Но как опыт и репортажная, и модная фотография очень важны. В частности, работа с глянцем научила меня определенным образом мыслить и жить отчасти гламурно. Потому что очень трудно вариться в этом бульоне, снимать вещи модные и стильные, будучи "не в теме". К тому же я работал с лучшими стилистами, так что полезно было наблюдать, как они подбирают одежду и аксессуары для модных съемок...
Однако вот здесь есть скрытое противоречие. Именно эти люди, идущие в авангарде, в какой-то момент начинают влиять на стиль фотохудожника. Потому что уверены: это модно, а вот это - нет.
Нет-нет, человеку с именем никто ничего навязывать не посмеет. Ну как можно диктовать что-то, к примеру, Паоло Роверси, который входит в десятку лучших модных фотографов мира? Или Питеру Линдбергу, не устающему повторять, что лично он за модой не следит, на дефиле не ходил и ходить не будет? Или Стивену Мейзелю, который заставил говорить о себе уже после выхода первой книги Мадонны "Sex" с его иллюстрациями?
Они - гуру глянцевой фотографии, они снимают моду для журналов по всему миру, они верны каждый своему стилю. За что их и ценят. Но это - единицы, у которых совпали и талант, и везение, и обстоятельства.
Но в этой мясорубке гламура и глянца перемалываются еще и сотни, тысячи неизвестных никому талантов. Молодому человеку оказаться в модной индустрии чаще всего означает напрочь потерять свой стиль, свою неповторимость, свой взгляд. Он удобен, пока автоматически выполняет указания - что и как делать. Шаг в сторону - и к конвейеру тут же поставят кого-то другого.
Модная фотография сегодня - слишком коллективный труд. А поскольку качество исполнения у фотографов - что у молодых, что у именитых - примерно одинаковое, то часто их выбирают, как краску: сегодня давайте возьмем красную, а завтра лучше подойдет синяя. По большому счету такая технология лежит в основе всего мира гламура и глянца, мира тотальной несвободы не только фотографов, но и моделей, и всех, кто включен в этот процесс, - от редакторов до светских героев и героинь.
Изнутри - это мир, в котором слишком много значит правильная упаковка товара, необходимая для продвижения его на рынке. Отсюда и диктат, не допускающий никаких "художеств". Собственно, в таком мире несвободы и появление мэтров, гуру с их индивидуальностями тоже становится своего рода плановым процессом. Вот почему я и сбежал отсюда.
Тем не менее я продолжаю следить за новыми тенденциями в мире гламура. И конечно же посещаю фотовыставки, подобные тем, которые проходят в рамках открывшегося фестиваля. Хожу с лупой в руках. Посмотреть фотографии Ньютона или Сары Мун можно и в журналах, но лично меня интересует качество отпечатка: он у всех мастеров разный, и увидеть это можно только "реалити".
Ну а те, кто в такие тонкости не вдается, могут просто посмотреть на талантливые работы фотографов, которые все же умудряются в жестоком мире моды сохранять свой собственный стиль. Тоже очень поучительное и занимательное зрелище.
Пять типажей отечественного гламура
1. Герман Греф, глава Минэкономразвития РФ
Тип продвинутого чиновника-эстета с аккуратным галстуком. Мечта начинающих бизнесменов и замученных делопроизводством клерков.
2. Евгений Чичваркин, хозяин "Евросети"
Тип богатого человека, который выше условностей и всюду может позволить себе бейсболку, фуфайку и рваные джинсы. А по фиг.
3. Ксения Собчак, телеведущая и вообще
Тип профессиональной девушки полусвета, то размышляющей вместе с Оксаной Робски, как выйти замуж за олигарха, то порхающей между героями "Дома-2" и, ой, писателем Прохановым.
4. Максим Суханов, хозяин кафе и актер
Тип крутого светского льва - то ли удачливого ресторатора, то ли актера, не избавившегося от шлейфа памятной роли бандита.
5. Любовь Слиска, первый вице-спикер Госдумы РФ
Тип неистребимой советской номенклатуры, модернизированный и улучшенный.
8 фотовыставок, на которые точно стоит взглянуть
"Театр моды": ЦВЗ, "Манеж", Манежная пл., 1. До 10 мая.
"Календарь Пирелли-2007": галерея "Зураб", Тверской бульвар, 9. До 29 апреля.
Владимир Мишуков "Новое ретро": московский Музей современного искусства. ул. Петровка, 25. До 4 мая.
"Лиля Брик. Femme fatale": Галерея на Солянке, ул. Солянка, д. 1/2, стр. 2. До 6 мая.
Вальтер Карон "Портреты звезд": Галерея на Солянке, ул. Солянка, д. 1/2, стр. 2. До 6 мая.
Жак-Анри Лартиг "Прекрасная эпоха": МГВЗ "Новый Манеж", Георгиевский пер, д. 3/3. До 28 апреля.
Франсуаза Югье "Забывая о моде": галерея "Зураб", ул. Петровка, 10. До 29 апреля.
Михаил Королев "Сон в руку": Петровский пассаж, ул. Петровка, 10. До 5 мая.