Подарок из Африки
Отечественные прокатчики серьезно подготовились ко Дню космонавтики. Помимо "Королева", чья премьера пройдет 12 апреля в "Художественном", зрителей ждут еще несколько фильмов о космосе. Впрочем, "Внук Гагарина" к покорителям безвоздушного пространства имеет, мягко говоря, опосредованное отношение.
Главный герой фильма — живущий в детдоме негритенок Гена (Доне Лема) — каждому встречному-поперечному рассказывает, что он — внук Гагарина. Мол, знаменитый космонавт, путешествуя по миру, заехал то ли в Уганду, то ли в Катманду, где не удержался и полюбил красавицу-негритянку...
С родственными связями у Гены вообще страшная путаница. Помимо мифического родственника Гагарина, у мальчика обнаружился еще и настоящий брат Федор (Геннадий Назаров) — белый, бедный, больной художник. Обрадовавшись, что, оказывается, он в этом мире не одинок, Федор забирает негритенка из детдома и скоро понимает, что ребенок ему достался, мягко говоря, трудный.
Один из самых востребованных российских актеров Андрей Панин решил попробовать себя в режиссуре и для дебюта выбрал вполне удачный сценарий. История о чернокожем парнишке, пытающемся выжить в жестоком, охваченном националистическими настроениями провинциальном городе, дала Панину шанс показать себя человеком достойным и сознательным. Причем для пущей убедительности режиссер отвел себе роль грубого, но доброго в душе пролетария, который инородцев не любит по определению, но, вглядевшись в Гену, понимает, что тот куда лучше своих белых собратьев.
Впрочем, "Внук Гагарина" — кино не столько воспитательно-публицистическое, сколько умиротворяющее. Все герои здесь — по-своему симпатичные люди, которых хочется понять и пожалеть. Да, интеллигент Федор живет иллюзиями и отличается удивительной слабохарактерностью. Да, Гена ворует и дерется. Да, герой Панина пьет и матерится. Да, бизнесмен чуть ли не палкой отгоняет негритенка от своей единственной дочки. У каждого на то есть своя причина, а значит, винить некого.
Претензий к "Внуку Гагарина" можно предъявить множество. Это наивная, безыскусная сказка, которая к тому же спекулирует на чувствах зрителя. Что может быть проще, чем выжимать из аудитории слезу, показывая ей страдания ребенка? Прием и правда не слишком честный, зато на редкость эффективный. Два года назад наш оскаровский комитет, посмотрев "Итальянца" — драму о детдомовце, убежавшем на поиски своей мамы, — так расчувствовался, что отправил эту в общем-то незаметную картину на "Оскар". Оглянуться не успеешь, как "Внук Гагарина" тоже куда-нибудь к звездам полетит.