Спросите у вечности
Есть не так уж много художников, которые не просто относятся к андерграунду советской эпохи, а его олицетворяют. Безусловно, один из них Владимир Янкилевский, проживающий ныне в Париже. При сегодняшнем ажиотаже вокруг "неофициального искусства" его ретроспектива не могла не появиться в России. Занимательно другое: выставка "Мгновение вечности" в Фонде культуры "Екатерина" собрала работы Янкилевского со всего света.
Такой подход при желании можно назвать новым уровнем в отечественной практике. Показывают не то, что осталось в загашнике у автора, и даже не то, чем располагает какая-нибудь одна западная галерея. "Мгновение вечности" полновесная ретроспектива, куда включены вещи из многих коллекций Европы и Америки. Хлопоты устроителей очевидны, и результат впечатляет масштабностью. Вот и сам Янкилевский признается, что никогда не видел подобного собрания своих "сочинений" под одной крышей. Словом, свершилось деяние, достойное большого музея. И действительно, летом выставка переедет в Русский музей в Петербурге.
Что же предстает взору после всех усилий? Вопрос не совсем риторический, поскольку ретроспектива не только праздник, но и испытание. Даже для мэтров. Бывает, что соберут воедино кучу работ из разных периодов тут-то и обнаружится некий изъян, который прежде в глаза не бросался. Или все окажется чересчур одинаковым, или слишком разным, или вдруг какой-то "фирменный" прием, он же предмет авторской гордости, приобретет излишнюю назойливость. Риск есть всегда. И в случае с выставкой Янкилевского нельзя, наверное, говорить о безоговорочном триумфе. Само его искусство таково, что не может устраивать всех одновременно. Это своего рода изобразительный гекзаметр, "тяжелозвонкое скаканье". Ни капли иронии, ни отзвука гедонизма, ни грамма изящества в общепринятом смысле. Сплошные "камо грядеши" и "что есть истина".
Жанр философской оды культивируется Янкилевским почти полвека, еще со времен памятной выставки в Манеже 1962 года, где ему заодно с единомышленниками перепало от Хрущева. Уже тогда художник предпочитал громоздкие полиптихи, то есть композиции из нескольких частей, чтобы высказываться на вечные темы. Эта форма прижилась и постепенно эволюционировала от чистой живописи к комбинированным объектам. Дерево, оргалит, металл в сочетании с масляными красками образуют пространственные произведения еще не инсталляции, но уже и не картины. Глубокомыслие сюжетов усугубляется разнобоем фактур, так что глазу негде ни вздремнуть, ни даже успокоиться. По сути перед нами тревожные ребусы без готовых ответов не считать же таковыми заголовки вроде "Существа во Вселенной" или "Анатомии души". И тут уж все зависит от зрительского темперамента: кто-то будет вникать в хитросплетения форм, взыскуя тайн мироздания, а кто-то пожмет плечами. Метафоры Янкилевского слишком изощренны, чтобы быть прочитанными с ходу. При этом нет гарантии, что усилия по расшифровке в итоге окупятся... И все равно признанный классик.