Москва или выселки?
Один из главных вопросов, которым задается любая семья, начинающая поиски новой квартиры, - "географический". Выбрать район - дело непростое, особенно если искать приходится на дальних окраинах. Дополнительные трудности испытывают граждане, планирующие инвестировать средства в новое строительство в неосвоенном районе. Их мучает немало сомнений: останется ли район похожим на свое рекламное изображение, сохранят ли живописность его окрестности (чуть ли не единственное достоинство городских выселок)? А самое главное - не превратится ли родной уголок в медвежий угол, куда ни пешком дойти, ни на метро доехать? Шансы столичных новостроек за кольцевой дорогой стать полноправной частью Москвы, получив собственную станцию метрополитена, оценила корреспондент "Города" Ксения Величко.
Кожухово - "озерный край"
Кожухово расположено на востоке столицы, недалеко от живописнейшего городского поселка Ухтомский. Из московских районов, чья застройка приходится уже на XXI век, Кожухово - не только самый близкий к МКАД, но и самый беспроблемный для строителей. Они работают фактически в чистом поле. Хотя отсутствие подземных коммуникаций потребовало от них дополнительных капиталовложений. Каким станет Кожухово года через три-четыре, к окончанию строительства, понятно уже сейчас. Это самый молодежный район столицы: именно здесь получают квартиры большинство участников программы "Молодой семье - доступное жилье". Всего в Кожухове появится 9 микрорайонов, объем жилой площади составит 1 млн 200 тысяч квадратных метров. Строятся здесь исключительно панельные дома.
Кожухово уже популярно среди покупателей недвижимости. И не только потому, что квадратный метр здесь стоит на четверть меньше, чем в среднем по Москве. Во-первых, в Кожухове очень живописные окрестности. Район окружает Салтыковский лес, вблизи находятся три уникальных реликтовых озера - Белое, Черное и Святое. Благодаря отсутствию промышленных предприятий в Кожухове нет экологических проблем.
Зато имеется транспортная проблема. Жители, вынужденные пользоваться общественным транспортом, ездят домой от метро "Выхино" на маршрутках и автобусах. Путь от метро может отнять час времени - из-за перегруженности немногочисленных дорог, ведущих в Кожухово. Автомобилисты стоят в тех же пробках - правда, в более комфортных условиях. Однако проектировщики НИиПИ Генплана разработали схему, предусматривающую строительство разворотной площадки у железнодорожной платформы Косино, куда переместится часть пассажиропотока с "Выхино", и новой автомагистрали Вешняки-Люберцы с развязкой на МКАД.
Глубокое метро в Кожухове строить не планируется. Четких сроков строительства легкого метро пока нет, но уже понятно, что в лучшем случае им займутся году в 2010-м.
Скромное обаяние Некрасовки
В ближайшее время начнется застройка нового района на "дальнем востоке" столицы - Некрасовки. Пока это небольшой поселок за МКАД, вблизи Люберец, на границе санитарно-защитной зоны Люберецкой станции аэрации. Площадь новой Некрасовки составит 106 га.
Некрасовка - давно сложившийся поселок, и проектировщики это учли. Старый стадион с бассейном будет реконструирован, административный и торговый центр поселка будут сформированы на прежнем месте. На юге будет разбит бульвар, на котором появится спортивно-развлекательный центр с роллердромом, боулингом, теннисными кортами и детскими игровыми площадками. В центре района построят музыкальную и художественную школы, универмаг.
Некрасовке не суждено стать престижной окраиной из-за своего географического положения, но благодаря современным градостроительным подходам поселок превратится в уютный и комфортабельный район. Бесконечные сараи, гаражи, склады и убогие жилые дома нынешней Некрасовки уйдут в прошлое. Но, похоже, сегодняшняя проблема - транспортная малодоступность - задержится здесь надолго.
После реконструкции в Некрасовке будет жить вдвое больше людей, чем сейчас, но на работу им еще долго придется добираться на автобусах и маршрутках, идущих к железнодорожным станциям Люберцы-1, Косино и Выхино. Последняя станция единственная вблизи метро. Здесь планируется строительство транспортно-пересадочного узла. Однако есть подозрение, что даже после реконструкции "привязанным" к этой станции некрасовцам, кожуховцам, жулебинцам, косинцам, жителям подмосковных городов, работающим в столице, и собственно выхинцам легче не станет: количество народа, стремящегося попасть в подземку, явно превышает пропускную способность станции метро "Выхино".
Положение дел немного облегчает железнодорожная станция Новая, до которой некрасовцы могут добраться от Люберец-1. С Новой легко пересесть на две ветки метро: на станции "Авиамоторная" и "Электрозаводская". Метро в Некрасовке (а также, по недавнему заявлению начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева, в Жулебине и Люберцах) не планируется.
Молжаниново - гольф-поля вместо колхозных
Молжаниново, пожалуй, самый амбициозный проект новой массовой застройки. Сегодня под этим названием объединены часть поселка Новоподрезково, 8 деревень и аэропорт "Шереметьево", включая огромную территорию вокруг него, занятую складами многочисленных фирм. Магистральный газ имеется только в Новоподрезкове и трех деревнях. В остальных домах газ привозной, в баллонах. Вода - в уличных колонках, канализации и телефона нет, отопление печное.
К 2010 году Молжаниново изменится до неузнаваемости. Здесь появится "ПромСити" - комплекс промышленных зданий, в которых разместятся предприятия с высокотехнологичным производством. Раскинутся поля для гольфа - зимнее и летнее, будет построен суперсовременный Центр технических видов спорта, несколько гостиниц и бизнес-центров. Разумеется, школы, поликлиники, детские сады. Окончательного проекта застройки пока нет, но рассматривается вариант создания района таунхаусов по примеру Куркина. В любом случае Молжаниново станет районом жилья разного класса - от экономичного панельного до элитного. Застройщики обещают использовать существующие природные достоинства района: здесь располагаются 28 водоемов общей площадью 40,5 га и изрядное количество лесистых территорий.
В транспортном отношении район привязан к Ленинградскому шоссе - пока это недостаток. Но когда реализация проекта "Большая Ленинградка" подойдет к концу, это станет достоинством. Кроме того, будет построена скоростная транспортная система Шереметьево-Сити. От метростроевцев радостных известий пока нет: идея продления Замоскворецкой линии от "Речного вокзала" (куда наземным транспортом прибывают молжаниновцы) еще на две станции - "Беломорскую" и "Улицу Дыбенко" - более не рассматривается.
Метро им не дождаться
Москвичи постепенно начинают привыкать к тому, что метро не панацея. Характерная особенность районов массовой застройки - грамотная организация движения наземного транспорта. Новоселам практически никогда не приходится подолгу стоять на остановках в ожидании автобусов. В отличие от первых жителей Южного Измайлова, Крылатского, Домодедова, Строгина, Солнцева, Ясенева, которые на всю жизнь запомнили, каково им было по 20-30 минут мерзнуть на остановках и с боями прорываться в заветный салон автобуса.
Сейчас нормальный "подвоз" с окраины к ближайшей станции метро обеспечивается с момента заселения первых домов. Кстати, из упомянутых районов только Южное Измайлово и Солнцево так и остались без собственной станции метрополитена. В Строгине метро появится уже в 2008 году.
Жители более поздних "окраин массовой застройки" - Митина, Ново-Переделкина, Жулебина, Куркина, Ново-Косина - автобусами и маршрутками обеспечены вдоволь. Но транспортная ситуация в городе такова, что стоять лишние минуты, а то и часы, им приходится не на улицах, а в салонах автобусов - в пробках вместе с автомобилистами. Спасительное метро до 2010 года обещают провести только в Митино. Концепция развития метрополитена в Москве вообще изменилась: пристраивать к старым веткам новые станции теперь считается неправильным. Сегодня актуально разгружать центр - власти говорят о строительстве еще одного кольца в двух-трех станциях от существующего. Остается завидовать бутовцам: южную окраину Москвы обеспечили легким метро почти сразу.