Абонемент № 8, или Именины сердца
Главным новшеством этого сезона в Пермской филармонии стало возобновление абонементной системы. Не все циклы концертов были равнозначны и нашли теплый прием у пермяков. Но безусловным "лидером продаж" и фаворитом у пермской публики стал абонемент № 8 — "Джаз с Валерием Гроховским". Все четыре вечера, которые представил выдающийся пианист-виртуоз любителям джаза, не назовешь иначе как "именины сердца". Стоит заметить, что в этом сезоне с переменным успехов, но как никогда, буквально "впритык" друг к другу в городе проходили концерты начинающих и маститых, широко известных и почти забытых "джазменов". Достаточно вспомнить концерты Манукяна и Бутмана, "бэнды" Коваленко и Венцлавовича. Нельзя сбрасывать со счетов и первый фестиваль "Джаз-лихорадка".
И все-таки четыре вечера, подаренные Гроховским, имеют все шансы стать ярчайшими событиями в культурной жизни города. В первый вечер, в ноябре, Гроховский представил уникальную программу "Классика в джазе, или Классический джаз". Казалось, пианист показал настолько высокий уровень мастерства, что "удержать планку" в течение последующих трех концертов будет нереально. Классическая музыка, а точнее концерты: ре-минор и фа-минор, а также два менуэта Баха, звучали в джазовой обработке через фортепиано, контрабас и барабаны в исполнении Гроховского, Хамелтона Прайса и Джерри Гиббса. Если на первом концерте в зале ряд стульев пустовал, то благодаря "народной молве" билеты на три следующих были раскуплены уже за неделю. Оказалось, в Перми по— настоящему соскучились (даже при обилии концертов "раскрученных" звезд) по программам "премиум-класса".
Второй вечер, который прошел в январе, назывался "Джазовый калейдоскоп". Тут наравне с маэстро блистала афроамериканка, довольно самобытная, стильная и мастеровитая Беверли Хьюстон. В первом отделении прозвучали популярные пьесы Гершвина и Портера. Второе отделение стало наслаждением для всех почитателей бибопа, свинга и ритм-блюза. Здесь не было джазовой "попсы". Здесь была та самая настоящая импровизация, сиюминутное рождение союза вокала и фортепиано. Последние сомнения в том, что Гроховский намерен представить разнообразные течения и уровни современного джаза, были развеяны на третьем концерте. Мексиканец Хулио Ровуэлтас, единственный в мире виртуоз, играющий на гитаре смычком, лихо продемонстрировал все прелести тембровых возможностей гитары, а точнее "виотарры". Наконец, в минувшую субботу закрылся в этом сезоне абонемент № 8 (с особым упоением и не без иронии по нескольку раз за концерт маэстро произносил этот номер). Четвертым стало выступление американского диксиленда "Happy Jazz Band" под руководством Джима Калума (США). "Визитная карточка" джазовой Америки, коллектив из Сан-Антонио, представил произведения 20-50-х годов прошлого столетия. И это не было экскурсом в музыкальную историю, это был концерт-фейерверк, в котором соединились мелодии прошлого века с духом сегодняшнего дня. Как и в трех предыдущих, в этом маэстро Гроховский (кстати, давно уже живущий в США и постоянно гастролирующий по миру) вновь блистал в качестве импровизатора. Не лишним будет отметить и особый стиль ведения концертов. Это не было самолюбование. Это были ненавязчивые комментарии, сдобренные ироничными и остроумными шутками и рассказами. "Я перестану к вам приезжать тогда, когда у вас пропадет интерес к джазу и ко мне", — сказал на встрече с журналистами Гроховский. Удержать этот интерес — задача не только маэстро, но и тех, кто "заказывает музыку".