Месть - за унижение?
Приехав на улочку Шутарс-хилл на юго-востоке Лондона, я застал не утихающие торжества. Шампанское лилось рекой, в саду еще не сняли с деревьев желтые ленты (они, по английской примете, приносят удачу). Родители, брат и друзья Джо Тинделла светились от счастья. "Тринадцать дней плена были для нас страшной пыткой. Слава богу, все позади!" - воскликнул отец 21-летнего морского пехотинца.
Улыбка исчезла, стоило спросить, почему Джо признался в Тегеране, будто британские морские пехотинцы вторглись в территориальные воды Ирана, и чуть ли не на коленях благодарил президента Ахмадинежада за гостеприимство. "Это был единственный выход", - без особой уверенности ответил мистер Тинделл.
Вопросов по поводу случившегося больше, чем ответов. Англичане недоумевают: зачем совсем молодых ребят, не подготовленных к возможным перипетиям и практически безоружных, отправили в одно из самых опасных мест на планете - в ирано-иракский котлован? Что это: серьезнейшая ошибка военного командования или политическая стратегия "верхов"? Где была прославленная британская разведка, не "вычислившая" столкновение с иранскими военными?
Не все ясно и с самими моряками. В конце минувшей недели Англия, прильнув к телеэкранам, следила за их пресс-конференцией. Освобожденные пленники по бумажке читали свои заявления ("мы не нарушили границу с Ираном", "нас психологически пытали" и т.д.), а перед глазами зрителей была совсем иная картина: эти же парни чуть ли не хором благодарят Ахмадинежада за прекрасно проведенное время, с восторгом рассматривают подарки и каются, каются, каются...
Театр 15 актеров? В таком случае они сыграли лучше своих прославленных соотечественников, скажем, Питера О’Тула и Хью Гранта. Или же прав Фредерик Форсайт, назвавший эти события "театром политического абсурда"? Знаменитый английский писатель, автор "Дня Шакала" и "Одесса файл" во всеуслышание заявил: "Мы, как страна и нация, опозорены". "Отныне, вероятно, наши солдаты будут экипированы шляпами, подушками безопасности и открытками с надписью "Спасибо, что вы нас захватили", — иронизирует Форсайт.
По его мнению, надо строго спросить прежде всего с Министерства обороны и других обитателей Уайтхолла (улица, где расположены правительственные учреждения). Ведь именно из-за них "Британия предстала перед миром слабой и глупой". Тегеран делал с ней и с ее подданными, что хотел. Шоу с моряками также помогло ему отвести непосредственную угрозу американского удара — разве начнешь бомбардировки того, кто так благороден и миролюбив. И в арабском мире иранский режим заработал за две недели немало очков.
Для Тони Блэра кризис с заложниками стал очень неприятной проверкой нервов и дипломатии. Конфликт мог затянуться на долгое время, испортив последние месяцы пребывания премьера на Даунинг-стрит. И вообще отодвинуть Англию от военной коалиции с Соединенными Штатами.
Но, может быть, Лондон о чем-то договорился с Тегераном за сценой? Когда я спросил об этом у одного из ближайших помощников Блэра, он заверил: "Иран ничего не получил и не получит за освобождение моряков". Правда, на то и секреты, чтобы о них не распространяться...
Что дальше? Здешние политологи рисуют следующий сценарий. Тегеран будет идти своим путем, разрабатывая ядерную программу, а Вашингтон — своим. Значит, их дороги неизбежно пересекутся. И Британия не останется сторонним наблюдателем, тем паче после подобного унижения.
Во всей этой истории есть и принципиальный морально-психологический аспект. Англичане всегда гордились не только своей военной мощью, но и солдатами ее величества. Сколько книг и фильмов воспевают, к примеру, Лоуренса Аравийского! О подвигах легендарного полковника разведки Томаса Эдуарда Лоуренса, воевавшего на арабском Востоке (отсюда и прозвище Аравийский), знает на Альбионе каждый.
Где сегодня твердость духа, которая считается неотъемлемой чертой английского характера?! "Я очень боялся. Ведь мне угрожали семью годами тюрьмы", — жалуется Джо Тинделл. Ему вторят другие бравые парни. Потому, мол, согласились на все, чего требовали иранцы. Вот и негодуют граждане Соединенного Королевства: "Куда делись наши славные воины!", "Что сказал бы об этом позоре адмирал Нельсон?"...
Убежден, что в России возмущение было бы не меньше. Вспомнили бы Зою Космодемьянскую, молодогвардейцев (хотя в перестроечную пору взялись их в какой-то степени "развенчивать"), сотни других наших героев. И отнюдь не все они были военнопленными, порой — просто пленными. (Официальный Лондон объясняет, что поступки моряков "приемлемы", поскольку страна не находится в состоянии войны с Ираном. Правда, ему кое-кто возражает: война против терроризма идет вовсю.)
Расследование обстоятельств захвата англичан продлится несколько недель. Но прав Фредерик Форсайт: следует быстро извлечь уроки и ни в коем случае не встать на тропу мести. Почему такое предупреждение? Произошла смена настроения: поначалу после возвращения домой морпехов политики молчали, а сейчас все громче слышны голоса, требующие "наказать" Тегеран. "Коронная" фраза сегодняшнего дня: если Ахмадинежад хочет войну, он ее получит.
При этом опять, как в канун сражений в Югославии и Ираке, британские воинственные призывы звучат в унисон с американскими. Поневоле закрадывается подозрение: а вдруг все не случайно, и моряки, действительно, были лишь пешками в большой игре против Ирана, как там сейчас уверяют, возмущаясь "лицемерием" освобожденных пленников. Или Лондон рвется отомстить за унижение? На берегах Темзы обсуждают эти варианты, хотя в них очень не хочется верить...