"Зеленый коридор" возьмут под контроль
Российская граница не должна быть труднопреодолимым препятствием на пути добросовестных грузоперевозчиков. Такую задачу на совместной коллегии Минтранса и Федеральной таможенной службы поставил первый вице-премьер Сергей Иванов. Он предложил создать "зеленый коридор" для личных автомашин и туристических автобусов, которые могли бы попасть на таможенные переходы, минуя огромные очереди из транспортных фур.
Для транспортных фирм Иванов предложил создать крупные таможенные терминалы внутри страны, чтобы ускорить процедуру растаможивания грузов.
- Сейчас автомобили стоят вместе с фурами в одной очереди чаще всего по одной простой причине - дорога узкая, - заявил Иванов. - Надо строить дороги.
При этом "зеленый коридор" не означает, что личный автотранспорт и туристические автобусы должны пересекать госграницу без досмотра.
- Вы, наверное, не хуже меня знаете, что творится у нас, например, в Калининграде, где почти в каждом личном автомобиле находят контрабандные сигареты, водку, бензин. Досматривать такие машины все равно нужно. Другое дело, как это делать и как развести потоки по пассажирским и грузовым, - добавил первый вице-премьер.
На железнодорожном транспорте тоже не всё как хотелось бы. "Особых слов заслуживает и ситуация, которая сложилась на железной дороге. На ней у нас практически отсутствуют пункты пропуска, которые удовлетворяли бы современным требованиям" - такую оценку Иванов подкрепил цифрами: из 59 железнодорожных пунктов пропуска только четыре удовлетворяют требованиям, предъявляемым таможенными органами.
- Считаю, что открытое акционерное общество "Российские железные дороги", которое больше других заинтересовано в увеличении пропускной способности железнодорожных пунктов, должно принимать более действенные меры для обеспечения их нормального функционирования, - заметил Иванов.
На железной дороге, по Иванову, "таможенный контроль осуществляется на обычных станциях, находящихся зачастую за десятки километров от госграницы". Причем иногда, еще до подхода к ним, уже на российской территории поезда делают многочисленные остановки на промежуточных станциях. "О каком надежном заслоне контрабанде и наркотикам можно говорить?" - риторически спросил Иванов.
Говоря об автомобильных пунктах пропуска на границе, он отметил: "Я тоже считаю, что необязательно осуществлять растаможку в узком горлышке на контрольно-пропускном пункте. Можно идти на то, чтобы в крупных логистических центрах внутри российской территории осуществлять эту процедуру, не задерживая перевозку грузов. Но здесь нужен контроль".
- В этом случае на каждую фуру вешается маяк в виде ГЛОНАСС, а правила таковы, что если фура по дороге в крупный таможенный терминал куда-то свернет, то санкции должны быть разорительными для компании-грузоперевозчика - в миллионах долларов штраф, чтобы она не скинула груз по дороге. Просто разорительные штрафы, как во всем мире. Тогда добросовестные перевозчики будут приезжать туда, куда нужно, где их ждут, а не колесить по стране с определенными целями, - считает Иванов.