Торговать урюком русские не умеют
Утром в пятницу глава департамента потребительского рынка Владимир Малышков прибыл на Дорогомиловский рынок, чтобы лично проконтролировать, как воплощается в жизнь федеральный закон, с 1 апреля запретивший иностранцам работать продавцами.
- Документы в порядке? - заинтересовался министр Малышков мужчиной жгучей закавказской внешности, торгующим зелеными раками. Тот закивал и суетливо полез под фартук.
- Ах, так ты - гражданин России? Тогда поздравляю! Ну, давай, торгуй.
Незваные гости заметили, что спереди на спецовке у каждого продавца закреплен бейджик. Но не с именем-фамилией, а с названием региона. Ракоторговец носит на груди гордое слово "Москва". "Ставропольский край" реализует сушеную рыбу из Азова. "Рязанская область" - творог, сыры, сметану и яйца. Здесь, в кисломолочном отсеке, Малышкову со свитой попалась покупательница.
- Нравится рынок? Что-то в нем меняется? - поинтересовался министр у женщины, оказавшейся под прицелом телекамер. - Да вы не бойтесь, отвечайте.
- Нравится, - пролепетала она, а осмелев, решила сказать всю правду: - Но изменилось многое. Рынок-то полупустой!
Официально в этот день на Дорогомиловском рынке оставались свободными 17% мест. На глаз - не меньше четверти, особенно в мясном, рыбном, молочном отделах. По данным департамента потребительского рынка, из 60 тысяч мест на сельхозрынках в будние дни бывает занято в среднем 40%, в выходные - 80%. Это на 15-20% меньше, чем в аналогичный период прошлых лет, до вступления в силу "первоапрельского" закона.
- Познакомился я с узбеком, россиянином по паспорту, он 25 лет в Москве орешками, приправами и сушеными сладостями торгует, - поведал Малышков. - Его родня дома все это заготавливает. Так вот, он говорит: "Ваши люди не умеют торговать этой продукцией. Не знают специфики. А мы всю жизнь этим занимаемся". И он прав. Думаю, иностранцам, которые привозят сюда свой традиционный товар, нужно дать хотя бы две недели самим поторговать. На временных условиях. А то придут москвичи на рынок - нет урюка! Ведь мы же знаем, что жители Закавказья и Средней Азии особенно талантливы в этом ремесле. Нашим у них еще учиться и учиться.
- А закон запрещает им делать как раз то, в чем они особенно талантливы, - подметила корреспондент "Известий".
- Закон запрещает им работать продавцами, - подчеркнул Малышков, - но не запрещает быть рабочими рынка, консультантами... Они будут учить этому наших.
- Даешь каждому русскому продавцу по узбекскому консультанту! И проблема решена? - уточнили тактику "Известия".
- А почему бы и нет? - ответил министр.