Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Южной Корее запретили президенту Юн Сок Ёлю выезд из страны
Мир
В МИД РФ указали на нежелание России видеть экспансию НАТО в Азию
Экономика
В России предлагают ввести временную блокировку средств от продажи недвижимости
Мир
Постпред РФ при ОДКБ заявил о концентрации сил НАТО у границ России и Белоруссии
Мир
В МИД РФ пообещали сделать всё возможное для достижения мира на Ближнем Востоке
Авто
Средний чек на услуги автосервисов вырос на 26%
Мир
Посольство США на Украине предупредило американцев о повышенной угрозе атак
Культура
На мюзикл «Последняя сказка» продано 100 тыс. билетов
Армия
TNI указал на превосходство российского ПТРК «Корнет» над американским Javelin
Общество
ФСБ опубликовала кадры задержания мошенников международных кол-центров
Общество
В ГД внесут проект о штрафах до 500 тыс. рублей за продажу энергетиков детям
Экономика
Минстрой предложил ввести мораторий на банкротство девелоперов
Армия
Марочко сообщил об удвоившихся попытках ВСУ проникнуть в ЛНР
Общество
Сальдо назвал бесчеловечной агонией украинские обстрелы по гражданским объектам
Мир
Трамп выдвинет экс-посла США в Мексике на пост первого заместителя госсекретаря
Происшествия
Гладков сообщил о сбитых воздушных целях на подлете к Белгороду
Общество
Возбуждено уголовное дело после взрыва автомобиля в Донецке
Мир
Глава Запорожской ОВА заявил о 218 взрывах в регионе за сутки

Директор Музеев Кремля Елена Гагарина: "Скоро можно будет подняться на колокольню Ивана Великого"

Всякий музей со стороны выглядит немножко загадочным, а уж если речь идет о Музеях Московского Кремля, представления и вовсе приобретают оттенок мифологии. Алмазный фонд, Оружейная палата, Успенский собор, где короновались российские государи... Сплошь исторические святыни и символы власти. Но работают здесь не жрецы, а нормальные музейщики со своими рутинными проблемами и профессиональными интересами.
0
Директор Музеев Кремля Елена Гагарина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Всякий музей со стороны выглядит немножко загадочным, а уж если речь идет о Музеях Московского Кремля, представления и вовсе приобретают оттенок мифологии. Алмазный фонд, Оружейная палата, Успенский собор, где короновались российские государи... Сплошь исторические святыни и символы власти. Но работают здесь не жрецы, а нормальные музейщики со своими рутинными проблемами и профессиональными интересами. Уже шесть лет этот коллектив возглавляет Елена Юрьевна Гагарина — тоже "нормальный музейщик" с четвертьвековым стажем, а теперь еще и администратор, и "лицо" заведения. С директором Музеев Кремля встретился корреспондент "Известий" Дмитрий Смолев.

вопрос: Вы ощущаете привилегированность вашего положения по отношению к другим музеям? 

ответ: Что касается бюджета, мы существуем абсолютно на тех же условиях, что и все остальные. Какие-то деньги зарабатываем сами, серьезную помощь оказывают спонсоры. Так было не всегда. За последние несколько лет эти две статьи существенно выросли. Мы можем теперь не просто выживать, но и готовить значительные проекты. Скажем, вся выставочная программа, за исключением специальных выставок, финансируемых государством, реализуется за счет спонсорских средств. И реставрационные работы мы по большей части ведем на свои деньги.

в: Наверное, спонсоры в очередь выстраиваются? Вы только выбираете, как капризная невеста?

о: Нет, ничего подобного. Тем более что в России не существует закона о меценатстве. Та помощь, которую спонсоры оказывают музею, — это чистая благотворительность. Никаких льгот они за это не получают.

в: Привычно думать, что Музеи Кремля — это сокровищница, собрание регалий и раритетов. Здесь все вроде бы должно оставаться незыблемым. Но музеям свойственно развиваться, иначе они чахнут. Вам есть куда двигаться?

о: Без хранения все остальные функции невозможны. Но мы занимаемся и реставрацией, и научной работой, и публикацией нашего собрания. И не в последнюю очередь — пополнением коллекции. Не так давно у нас была выставка новых поступлений за последние десять лет. Понятно, что вещей царского и императорского достоинства на рынке мало, но кое-что покупать удается. Приобретаем и византийские вещи, и иконы XVI—XVII веков, и коронационные костюмы, и ювелирные изделия, связанные с именем и временем Фаберже. Конечно, есть лакуны, о которых мы помним и стараемся заполнять. Например, у нас не очень большая коллекция предметов западноевропейского ювелирного искусства — по счастью, на рынке еще есть предложения. Очень активно растет и наша коллекция современного искусства — это, прежде всего, авторское оружие и ювелирные произведения. Не те, что продаются в магазинах, естественно.

в: Известно о планах вашей "экспансии" за пределы кремлевских стен. Что это будет, когда и для чего?

о: Музею очень трудно развиваться в его нынешних пределах. Мы располагаемся в помещениях, построенных в XV—XIX столетиях. Оружейная палата — самое новое из наших зданий. Ни современных инженерных систем нельзя проложить, поскольку это памятники архитектуры. Ни сделать правильный климат, ни принять большое количество посетителей. Не говоря о том, что наши офисы, хранилища, реставрационные мастерские занимают исторические помещения, достойные того, чтобы их показывать публике. Сейчас практически закончена реставрация так называемого особняка Гедеонова, куда переедет часть наших служб. А еще мы прилагаем усилия, чтобы за стеной Кремля построить новое здание. Правда, очень сложно идет согласование проекта. Физически это строительство пока не начато. Планами там предусмотрены помещения для музейных служб и, самое главное, выставочные залы — поскольку сейчас мы у себя не можем сделать ни одной большой выставки. Вот недавно открылась китайская выставка из императорского дворца Гугун, на которой представлено шестьдесят с небольшим экспонатов. А мы в прошлом году привозили в Китай экспозицию гораздо большего масштаба и, естественно, хотели бы и у себя показать что-то соизмеримое. Но негде.

в: Кстати, этот цикл выставок, посвященный монархическим сокровищницам разных стран (можно вспомнить королевскую коллекцию из Лувра или драгоценности Габсбургов), подразумевает что-то концептуальное? Или речь об обычном культурном обмене?

о: Не сказала бы, что это обычный обмен. Такого рода выставки никогда прежде не делались. Нам интересно показывать мировые королевские и императорские сокровищницы, демонстрировать то, что считалось ценным в ту или иную эпоху, было символами государственной власти, частью придворного обихода или излюбленным предметом частного коллекционирования монархов. Такое сопоставление очень любопытно. Но мы делаем выставки и другого рода. Например, существует линия показа коллекций знаменитых ювелирных фирм, которые внесли заметный вклад в историю. В мае откроется выставка, посвященная "Картье" и тем новациям, которые исходили от ювелиров этого дома. Это знаковые, ключевые произведения, ставшие в определенном смысле эталонными образцами дизайна прошлого столетия, хрестоматийными памятниками в развитии мировой ювелирной моды. Должна сказать, что еще несколько лет назад у нас не было своей публики, которая бы приходила на наши выставки специально. Сейчас она существует.

в: Казалось бы, посещаемость вам обеспечена. Туристы в Кремль всегда будут ходить, коли пускают...

о: Разумеется, количество посетителей — важный показатель для любого музея. И у нас этот показатель растет. Если пять лет назад Музеи Кремля принимали полтора миллиона человек в год, то сейчас — два миллиона. Число почти предельное. К сожалению, Оружейная палата не в состоянии вместить больше. Но кроме "раскрученных" объектов есть и "нераскрученные". Мы открываем и организуем новые музейные пространства. Например, в отреставрированной колокольне Ивана Великого через некоторое время откроется музей, туда можно будет попасть.

в: И наверх?

о: И наверх. Еще реставрируем Благовещенский собор, открываем два новых помещения в Архангельском соборе...

в: Как вам кажется, зрителей больше занимают эстетические категории или же преобладает желание припасть к символам власти вроде шапки Мономаха? 

о: Думаю, и то, и другое. У разных людей — разные интересы. Многих, к примеру, интересует военная история. Вдобавок то, о чем вы сказали, не относится к соборам и иконам. Мы не должны забывать о тех людях, для которых они имеют особое значение.

в: А у вас есть личный интерес к кремлевским коллекциям? Вы ведь долго работали в Пушкинском музее с совершенно другим материалом. 

о: Так бывает, что люди переходят из одного музея в другой. Это не означает, что на новом месте нельзя найти интереса, кроме служебных обязанностей. Скажем, организация выставок — очень увлекательное дело. Да и многое другое меня здесь занимает. Конечно, у меня нет времени заниматься самостоятельной научной работой, но я с удовольствием вникаю в то, чем заняты наши сотрудники. Я вообще люблю музейную жизнь. И никогда не работала нигде, кроме музея.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир