Ученые смогут менять группу крови

Международная группа ученых, работавших в Университете Копенгагена, нашла способ менять группу донорской крови, сообщил журнал Nature Biotechnology. Наша кровь состоит из жидкой части-плазмы, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и других составляющих. Как в процессе эволюции на эритроцитах у некоторых людей появились соединения-антигены, неизвестно, но этот процесс управляется генами, различия в крови передаются по наследству. Значимых антигенов оказалось два - их обозначили А и В.
Донорской крови и ее компонентов не хватает во всем мире (фото: Getty Images/Jochen Sands)

Наша кровь состоит из жидкой части-плазмы, эритроцитов (красных кровяных телец), лейкоцитов (белых кровяных телец), тромбоцитов (клеток, которые останавливают кровотечение) и других составляющих. Как в процессе эволюции на эритроцитах у некоторых людей появились соединения-антигены (то есть чужеродные), неизвестно, но этот процесс управляется генами, различия в крови передаются по наследству. (Что, кстати, является основанием для антинаучных спекуляций на темы "питания по группе крови" и "гемокода".) Значимых антигенов оказалось два - их обозначили А и В.

Мало того, в плазме нашли и антитела к этим антигенам, то есть иммунное оружие против них. Их соответственно обозначили буквами "альфа" и "бета". Если в крови человека есть антиген А, то в его же плазме непременно имеются антитела против антигена В и наоборот. У людей, в крови которых антигенов нет вовсе, есть антитела и альфа, и бета.

А у носителей сразу двух антигенов вовсе нет антител. Эти открытия и позволили в начале ХХ века создать учение о группах крови, а затем и ее международную классификацию по системе АВО. Сегодня даже ученики 7-го класса знают, что при переливании крови нужно учитывать ее группу, иначе между антигенами и антителами может возникнуть реакция агглютинации, то есть склеивания эритроцитов, от которой можно даже умереть.

Донорской крови и ее компонентов (сейчас цельную кровь переливают крайне редко) не хватает во всем мире. А иногда кровь или ее компоненты есть, но не той группы, которая требуется. Поэтому попытки изменять группу донорской крови предпринимаются давно. Ученые всего мира искали ферменты, которые бы "съедали" антигены. Нашли целых два фермента в Копенгагене, изучив более 2500 разных бактерий и грибов. Они позволяют превратить любую группу крови в первую (0).

Технология идеально подходит для эритроцитной массы и может оказаться весьма полезной в случаях массовых травм или терактов, когда ждать подходящей группы некогда. Важно и то, что группу крови можно менять всего за час при комнатной температуре.

- Проблему дефицита донорской крови это открытие, конечно, не решит, а он сегодня в Москве, к примеру, достигает 50%, - комментирует новость для "Известий" заместитель директора Центра крови Федерального медико-биологического агентства Павел Рейзман. - Но зато, если подтвердится эффект в клинике, это позволит резко сократить число посттрансфузионных осложнений из-за переливания не той крови. Сегодня они случаются примерно у 2 человек из 100.