Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Колумбия заявила об интересе во вступлении в БРИКС в качестве полноправного члена
Происшествия
Минобороны сообщило о сбитых силами ПВО 46 воздушных целях в трех регионах
Мир
СМИ указали на принуждение Белым домом СБ ООН проголосовать против членства Палестины
Мир
Пашинян указал на необходимость делимитации границ Армении с Азербайджаном
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Общество
За преследование людей с помощью опасных посылок начнут штрафовать
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
В ФРГ задержали двух человек по подозрению в шпионаже в пользу России
Мир
Tagesschau указал на провал переговоров Шольца по Украине в Китае
Мир
Конгрессвумен указала на желание жителей США мира между РФ и Украиной
Экономика
Росавиация сообщила о росте пассажиропотока в марте на 6,8%
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов

Армения выбирает

Неожиданная смерть одного из политических лидеров Армении - премьер-министра страны Андраника Маргаряна, действительно политического тяжеловеса, занимавшего этот пост семь лет, - безусловно, стала тяжелой потерей для республики. Особую остроту ситуации придает то, что инфаркт настиг премьер-министра, занимавшего к тому же пост председателя правящей Республиканской партии, почти накануне парламентских выборов и в преддверии выборов президента Армении. Столь драматический поворот событий не только усложнил внутриполитическую ситуацию в республике, он стал весьма печальным информационным поводом, который привлек внимание к Армении и происходящим в ней процессам, явно недооцененным российским общественным мнением.
0
Глава государства Роберт Кочарян - искренний сторонник позитивных отношений с Россией - как и Владимир Путин, не может баллотироваться на следующий срок (фото: Глеб Щелкунов "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Неожиданная смерть одного из политических лидеров Армении - премьер-министра страны Андраника Маргаряна, действительно политического тяжеловеса, занимавшего этот пост семь лет, - безусловно, стала тяжелой потерей для республики.

Особую остроту ситуации придает то, что инфаркт настиг премьер-министра, занимавшего к тому же пост председателя правящей Республиканской партии, почти накануне парламентских выборов и в преддверии выборов президента Армении. Столь драматический поворот событий не только усложнил внутриполитическую ситуацию в республике, он стал весьма печальным информационным поводом, который привлек внимание к Армении и происходящим в ней процессам, явно недооцененным российским общественным мнением.

Между тем сейчас в Армении разворачивается одна из наиболее значительных избирательных кампаний 2007 года на постсоветском пространстве. И для нашей страны исход этой политической кампании имеет огромное значение.

Армения - самый надежный наш партнер в Закавказье. Это единственная страна региона, не входящая в ГУАМ, который является, как известно, проектом по ограничению российского влияния в Евразии. Армения - один из самых надежных союзников России на всем постсоветском пространстве, входит в ядро СНГ, в ЕврАзЭС, в Договор о коллективной безопасности. Причем это искренний партнер и союзник, где антироссийские настроения никогда не находили серьезного отклика в общественном сознании. Армянская диаспора, численность которой превышает население самой этой страны, является влиятельным фактором как внутри России, так и во многих других ключевых странах - от Ирана до США.

Не секрет, что Закавказье в последнее время все больше становится полем геополитической конкуренции ведущих мировых игроков. Соединенные Штаты, максимально укрепившись в Грузии и наращивая свои позиции в Азербайджане, становятся значимым фактором и на армянской политической сцене. Роль Закавказья для США возрастает в связи с очевидным затягиванием военной операции в Ираке, подготовкой к возможным последующим силовым акциям в регионе Большого Ближнего Востока, например, против Ирана (который, кстати, является крупнейшим торговым партнером Армении). Для Америки важно также продвинуть интересы своих союзников в регионе, главным из которых выступает Турция. Явно наращивается закавказское измерение политики Европейского союза и других европейских институтов, уделяющих первостепенное внимание Грузии, но вовсе не обделяющих своим вниманием Армению. Интересы России и западных партнеров не обязательно расходятся. Но они расходятся в главном: в определении того, что считать успехом своей политики на постсоветском пространстве. Если Москва считает успехом создание пояса дружественно расположенных государств, испытывающих тягу к укреплению сотрудничества с Россией, то западные страны - ослабление нашего влияния в СНГ и тяги соседей к интеграции.

В такой постоянно усложняющейся ситуации России очень важно видеть у власти к югу от Кавказа политические силы, настроенные на конструктивное взаимодействие с нами. Надеяться на то, что они будут побеждать автоматически, - опасное заблуждение. Не все так просто на армянском политическом поле.

Нынешние парламентские выборы, которые пройдут 12 мая, - фактические праймериз перед президентскими. Глава государства Роберт Кочарян - искренний сторонник позитивных отношений с Россией - как и Владимир Путин, не может баллотироваться на следующий срок. Как его преемника и рядовые граждане, и элита воспринимают Сержа Саркисяна. Филолог по образованию, по воле судеб он стал одним из командующих карабахской армией, а в последние годы возглавил Министерство обороны и Совет безопасности. Большинство избирателей Армении считает, по опросам, что именно он станет следующим президентом. Устраивает Саркисян и Россию. Сильный, но гибкий политик, он установил прочные связи в российских руководящих кругах. Его по праву считают политиком, ориентированным на укрепление взаимодействия с Москвой. При этом он не вызывает серьезной аллергии и на Западе. Но прежде всего Республиканская партия,  лидером которой является Саркисян, должна продемонстрировать свое преимущество на выборах парламентских.

Однако избирательная кампания проходит динамично, исход ее далеко не очевиден, и уход из жизни Андраника Маргаряна дополнительно обострил интригу, повлияв на расклад сил внутри республики. 

Партии власти будет не так просто удержать свои позиции, учитывая накопившуюся усталость избирателей, даже на фоне динамичного экономического роста. Следует признать, что в определенной степени проблемы партии власти в Ереване связаны, как ни парадоксально, с ее ориентацией на тесное партнерство с Россией. Из-за известного разочарования в результатах такого партнерства.

Чем мы можем помочь Армении? Прежде всего ответственным и внимательным отношением к своему партнеру, учетом озабоченностей, которые проявляются армянской стороной на политическом и даже бытовом уровнях. От России зависит соблюдение прав тех армян, которые живут и работают в России, предотвращение какой-либо дискриминации по принципу национальности или гражданства, обеспечение их безопасности. Преступления на этнической почве должны получать однозначное осуждение.

Важно как можно быстрее решить вопрос с инвестированием и запуском реального производства на тех предприятиях, которые перешли в собственность российских юридических лиц в счет погашения внешнего долга и в ходе приватизации. В противном случае возможен негативный не только экономический, но и политический эффект.

Явное разочарование в Армении вызвали меры по повышению цен на природный газ. Конечно, переход к рыночному ценообразованию неизбежен, но при этом Россия могла бы рассмотреть вопрос о возможности определенной компенсации союзным странам их финансовых потерь. В этом году впервые выделяются средства на программы зарубежной помощи, и, полагаю, Армения должна рассматриваться как один из главных получателей такой помощи. Если все это будет сделано, мы поможем пророссийским силам в Армении, а значит, и самим себе.

И не следует забывать и о силе слова. От слова России, к которой в Армении относятся все еще неплохо, тоже немало зависит.

Комментарии
Прямой эфир