Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Почему градоначальник кланялся бизнесмену

Главархив Москвы издал уникальный исторический альманах "Московский архив". В книге собраны биографии известных писателей, революционеров и исторических деятелей, рассекреченные материалы из архивов НКВД и ФСБ, а также масса любопытных сведений о всевозможных исторических местах Москвы - от метрополитена до психиатрической больницы имени Кащенко.
0
Москва, осень 1941 - го (фото С.Струнников)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главархив Москвы издал уникальный исторический альманах "Московский архив". В книге собраны биографии известных писателей, революционеров и исторических деятелей, рассекреченные материалы из архивов НКВД и ФСБ, а также масса любопытных сведений о всевозможных исторических местах Москвы — от метрополитена до психиатрической больницы имени Кащенко.

Альманах "Московский архив" уже стал библиографической редкостью. Изданный очень небольшим тиражом, он не поступает в продажу. Найти альманах в ближайшее время можно будет только в библиотеках. Книга содержит более 800 страниц уникальных архивных материалов и фотографий по истории XX века.

Статьи сборника рассказывают о людях — знаменитых и простых, об их праздниках, трагедиях и повседневной жизни. К примеру, авторы обработали огромное количество документов о жизни князя Петра Кропоткина и составили увлекательную биографию этого революционного анархиста, внука московского генерал-губернатора, исследователя Сибири, философа и экономиста, закончившего свою яркую жизнь в тихом подмосковном Дмитрове. Не менее захватывающе и повествование о рабочих московского завода "Проводник" в Тушине, которые в 1917 году организовали собственную Красную гвардию и первое время устанавливали советскую власть в Москве при помощи фанерных винтовок и деревянных пистолетов, собственноручно изготовленных на токарных станках.

Отдельная глава книги посвящена военному времени. В альманахе собраны аналитические записки и просто доносы из архивов НКВД, описывающие настроения и взгляды москвичей осенью 1941 года — в самый драматичный год войны.

Из сводки агентурных материалов 3-го управления НКВД СССР об откликах и настроениях москвичей в связи с войной в сентябре 1941 года: ..."З. — литератор-полярник, бывший постоянный работник газеты "Известия": "На фронте мы имеем полный развал и хаос, бегство и разгром лучших наших частей, неизбежность сдачи Киева и Ленинграда. В тылу, если брать всю страну, а не оазисную Москву, полный хозяйственный надлом, который будет увеличиваться с каждым днем...". Н. — иподьякон: "Война нами проиграна. Настроение вновь призванных таково, что следует ожидать бунтов. Солдат плохо кормят, плохо одевают, и призванные на сборных пунктах громко выражают свое возмущение..." П. — маляр: "Лучше Гитлер, чем эта постылая жизнь. С рабочего дерут 7 шкур, а шкура у него только одна. В каждую получку много вычетов, выдумали еще брать и на оборону, и ничего не остается на руки. Семью кормить нечем..."

По соседству даны стенограммы тостов и речей Климента Ворошилова на приемах в Кремле. Кроме образцов заздравного творчества сталинского тамады, из стенограмм можно почерпнуть сведения о чрезвычайной стойкости участников кремлевских застолий — предложений поднять бокалы можно насчитать до 15 на одну страницу.

Также в книге приведена сверхсекретная переписка секретариата Сталина с директором Московского архитектурного института А.К. Чалдымовым, разработавшим "Культ Священной Родины", отчасти внедренный в советскую пропаганду в 1943 году. Этот оригинальный проект синтезировал официально-государственную идеологию и церковную обрядность и предусматривал внедрение некоторых элементов церковного культа в эстетику советских торжеств. В своих письмах Чалдымов, к примеру, предлагал вернуть колокольный звон в практику проведения советских праздников — чтобы "не лишиться сильного и оправданного историей нашего государства" средства оформления торжеств.

Довольно примечательно выглядит и история создания в Москве знаменитой Канатчиковой дачи, затем ставшей психиатрической больницей имени Кащенко. В 1889 году городской голова Н.А. Алексеев начал сбор пожертвований для строительства клиники для душевнобольных. Когда он обратился к купцу Ф.Я. Ермакову, тот дал на строительство клиники 3 рубля, сообщив: "Как просится, так и дается". "Что ж, вам в ножки что ли поклониться?" — спросил Алексеев, удивившись скупости предпринимателя. "А хоть бы и в ножки", — ответил купец. Тогда градоначальник снял с себя символ власти — цепь — и низко поклонился меценату. После этого Ермаков выписал Алексееву чек на 300 тысяч рублей, но не забыл прихватить со стола трехрублевую бумажку, "опасаясь, что Н.А. Алексеев возьмет и ее".

— Том альманаха очень тяжелый, но читать его легко и интересно, — сказал на презентации сборника директор Госархива России Сергей Мироненко. — В "Московском архиве" отражается не просто жизнь одного российского города. Здесь целый пласт российской, европейской и мировой истории. Отмечу высочайший научный уровень этого издания. Читать такой труд — наслаждение и огромная польза для каждого из нас, потому что в "Московском архиве" мы видим правдивый взгляд на нашу историю.

Комментарии
Прямой эфир