Экстремизм не проходит
"Хартия о противодействии экстремизму" фактически готова и согласована - в минувшую пятницу свое одобрение документу наконец дало "Яблоко". Представители партий, подписавших хартию, считают, что она "является лакмусовой бумагой для оценки реального, а не показного желания бороться с экстремизмом", и критикуют КПРФ и СПС, пока отказывающихся присоединиться к документу.
Идея хартии была выдвинута лидером "Яблока" Григорием Явлинским на декабрьской встрече президента с представителями крупнейших политических партий. Тогда же почти все партийцы ее поддержали - если мы будем едины в понимании того, что такое "экстремизм", говорили они, то сложнее будет "раскачивать ситуацию на улицах" во время предвыборной кампании. В итоге документ одобрили "Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР, Аграрная партия, Народная партия, Социалистическая единая партия России (СЕПР), и - буквально в минувшую пятницу - "Яблоко".
- Наши поправки убрали из этой хартии все двусмысленные положения, которые можно было бы использовать для подавления оппозиции, и оставили только то, что действительно касается противодействия экстремизму, - объяснил "Известиям" зампред партии "Яблоко" Сергей Митрохин. - Хартия не является юридическим документом, применяемым в судах, это декларация о намерениях, прежде всего обязательства самих партий. Например, отказ от сотрудничества со скинхедами и прочими экстремистами.
Тем не менее СПС примеру "Яблока" пока следовать не готов, считая, что хартия слишком расширительно трактует понятие "экстремизм", делая возможным привлечение к ответственности участников мирных демонстраций или просто тех, кто выступает с критикой власти.
- Вроде бы больше всех о том, что этот документ надо подписать, говорили политики правого толка, но у них сейчас какие-то сомнения, они непонятно чего боятся, - заявил "Известиям" лидер СЕПР Василий Шестаков. - Я не вижу в документе ничего такого, что могло бы помешать их работе. На мирные демонстрации, если они заранее по закону заявлены, понятие экстремизма никак распространяться не может, а если это будут марши протеста, как в Питере, не известно откуда и как появившиеся, - на такие вещи хартия, может быть, и повлияет.
Остальные подписанты тоже не понимают сомневающихся.
- Мы удивлены позицией представителей СПС и КПРФ, которые отказываются подписывать хартию, - говорит лидер Аграрной партии Владимир Плотников. - Возможно, это потому, что на некоторых их акциях запросто можно увидеть представителей НБП и ДПНИ. Мы же готовы подписать хартию в любой редакции, для нас принципиальна именно борьба с экстремизмом как с актуальным злом российского общества.