Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Деньги рекой

Национальный проект "Образование" в Сибири дал первые результаты. Не обошлось и без проблем. Для финансирования мероприятий по приоритетному нацпроекту "Образование" в СФО выделено почти 7 млрд рублей на 2006 г., но это все же меньше, чем было запланировано (только 82,3%). Причина — в регионах просто не смогли "освоить" деньги, которые центр мог бы выделить.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Национальный проект "Образование" в Сибири дал первые результаты. Не обошлось и без проблем. Для финансирования мероприятий по приоритетному нацпроекту "Образование" в СФО выделено почти 7 млрд рублей на 2006 г., но это все же меньше, чем было запланировано (только 82,3%). Причина — в регионах просто не смогли "освоить" деньги, которые центр мог бы выделить.

В частности — в срок не был выполнен комплекс мероприятий по строительству Сибирского федерального университета. А значит — освоение 1,5 млрд рублей федеральных средств перенесено на 2007 год. Также только на две трети выполнен план федеральных поставок учебного и учебно-наглядного оборудования в образовательные заведения СФО. Причина — недостаток этого оборудования на рынке.

Хотя вложения идут немалые, значительная часть из 7 млрд рублей расходовалась именно по статье "Оснащение учебно-наглядными пособиями и современным оборудованием". Учебные заведения Сибири получили 731 комплект нового учебно-наглядного оборудования. Кроме того, на условиях софинансирования в школы субъектов Федерации округа поступило 3758 единиц учебного оборудования (кабинеты географии, химии, интерактивные доски). В целом в прошлом году удалось пополнить или обновить учебно¬материальный фонд в одной трети сибирских школ. По данным аппарата полномочного представителя президента в СФО, наиболее активно в этом вопросе себя проявили органы управления образованием Кемеровской, Омской, Иркутской и Томской областей.

Если с картами, пробирками и прочими "осязаемыми" учебными пособиями дело на рынке обстоит плохо — за годы стагнации специализированные предприятия сократили объем выпуска или вообще отказались от этой продукции, то недостатка компьютерной техники нет. Были бы деньги. И они есть. Как результат — в течение 2006 года высокоскоростной доступ в Интернет получили 4 906 из 9 130 (это более половины) школ Сибири.

Помимо этого, в рамках национального проекта учебными заведениями регионов округа в 2006 году за счет различных источников финансирования было приобретено 877 школьных автобусов. Много это или мало? Видимо, все­таки не много. Только одному Алтайскому краю требуется 290 автобусов, из которых в этом году нужно 160. В крае с высокой долей сельского населения 1227 школ из 1479 находятся в деревнях и поселках. При этом 70% сельских школ относятся к категории малокомплектных и малочисленных, их или закрывают, или реорганизуют. В крае в 352 школы 7500 учеников из 578 населенных пунктов возят на специальных автобусах. Протяженность школьных маршрутов варьируется от 2 до 45 километров.

Нынешнее финансирование нацпроекта "широким фронтом", по сути, является возвратом долгов школе за годы тотального провала в оснащении и содержании. С учителями, с их подготовкой семимильными шагами наверстать не получается. Хотя попытки предпринимаются. Так, в рамках национального проекта в течение 2006 года проводились различные конкурсы среди педагогов и школ Сибири. В число победителей всероссийского конкурса вошло 478 сибирских школ, которые получили по одному миллиону рублей для своего развития. В рамках софинансирования в субъектах Федерации Сибирского федерального округа дополнительно поощрены 258 учреждений общего образования на сумму 142,2 млн рублей.

Но опять же, не все так гладко. Например, школы Иркутской области, выигравшие в конкурсе учреждений, внедряющих инновационные программы образования и получившие 1 млн рублей, не успели на эти средства приобрести оборудование. Первые итоги проверки средств, выделяемых по нацпроекту, свидетельствуют о том, что пять школ-победителей города Иркутска поздно получили 1 млн рублей (в ноябре) и реализовали их недостаточно эффективно. По словам аудитора контрольно¬счетной палаты области Ирины Веретковской, многие учебные учреждения израсходовали полученные средства, но не получили вовремя оборудование. Например, в гимназии N°2 Иркутска, по данным на 22 января, задействовано оборудование только на 33 тыс. рублей. Ирина Веретковская отметила, что школы подписали документы о получении оборудования, взяли его на баланс, но в наличии его до сих пор нет, гарантийные письма от поставщиков получены.

Одного оборудования, даже поставленного вовремя, мало. Для его эксплуатации тоже нужны средства. Оплата работ по подключению школ к Интернету и трафика для 24-часового доступа в сеть каждой школы будет осуществляться за счет федерального бюджета, а подготовку рабочих мест (покупку определенного компьютерного оборудования для этого) должен оплатить регион. По расчетам специалистов один комплект такого оборудования стоит примерно 30 — 40 тыс.рублей. Эти деньги планируется изыскать в бюджетах субъектов Федерации, привлечь спонсоров. Аналогичные финансовые проблемы возникают при обеспечении школ специальной мебелью для установки получаемого оборудования, а также при вводе в эксплуатацию школьных автобусов (водитель, гараж, обслуживание, ГСМ и т.п.). Эти расходы также забота региональных и местных властей.

Кроме оборудования, Интернета, наглядных пособий и прочих благ, заинтересовать педагогов должен и фактор зарплаты. За прошедший год на 18% возрос средний заработок классных руководителей в СФО — это более 130 тыс. преподавателей городских и сельских школ. К концу 2006 года они получали в среднем по 10 тыс. рублей.
Следующий 2007 год будет завершающим в массовом комплектовании школ учебным, учебно-наглядным оборудованием, техническими средствами обучения и школьными автобусами за счет федерального бюджета.

Комментарии
Прямой эфир