Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова: "У меня нет времени на настоящее"

Об особенностях фестиваля "Мода и стиль в фотографии", и не только о них, с Ольгой Свибловой поговорил корреспондент "Известий". - Фотобиеннале - это более масштабное событие. Фестиваль же "Мода и стиль" с самого начала имел довольно узкую направленность, о чем говорит и его название. Хотя понятие стиля гораздо шире, чем мода, поэтому здесь действительно фигурирует не только фэшн-фотография. Мы всегда показываем классику моды и стиля, поскольку тут много интересного материала - причем не только зарубежного, но и нашего. Взять хотя бы 20-30-е годы, которые у нас обычно ассоциировались с "Рабочим и колхозницей" или комиссаром в кожанке. Но в те же годы жили денди и барышни, снятые Александром Гринбергом. Многоплановость и многостильность русской жизни мы и пытаемся выявить, хотя долгое время у нас не было феномена моды как такового... Но прежде всего, конечно, речь идет о классике зарубежной.
0
Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Об особенностях фестиваля "Мода и стиль в фотографии", и не только о них, с Ольгой Свибловой поговорил корреспондент "Известий" Дмитрий Смолев.

вопрос: Чем "Мода и стиль" в принципе отличается от Фотобиеннале? Не только ведь упором на фэшн-фотографию?

ответ: Фотобиеннале - это более масштабное событие. Фестиваль же "Мода и стиль" с самого начала имел довольно узкую направленность, о чем говорит и его название. Хотя понятие стиля гораздо шире, чем мода, поэтому здесь действительно фигурирует не только фэшн-фотография. Мы всегда показываем классику моды и стиля, поскольку тут много интересного материала - причем не только зарубежного, но и нашего. Взять хотя бы 20-30-е годы, которые у нас обычно ассоциировались с "Рабочим и колхозницей" или комиссаром в кожанке. Но в те же годы жили денди и барышни, снятые Александром Гринбергом. Многоплановость и многостильность русской жизни мы и пытаемся выявить, хотя долгое время у нас не было феномена моды как такового... Но прежде всего, конечно, речь идет о классике зарубежной.

Во-вторых, всегда присутствуют ретроспективы "живых классиков", которым иногда всего-то лет по пятьдесят-шестьдесят. Кстати, сегодня можно говорить и о наших "живых классиках" в области модной фотографии. За считанные годы произошло ее становление, появилась генерация российских художников, работающих в этом жанре. Главное - есть заказ, который востребует авторов. В-третьих, мы устраиваем алле-парад лучших журнальных проектов. Они могут быть разными, но обсуждать вопрос о том, является ли в принципе модная фотография искусством, я не хочу. Понятно, что это так. Если еще лет двадцать назад эту сферу кто-то мог числить прикладной, то сегодня сомнений нет. И последняя составная часть - тематический фокус. В этом году у нас фокусируется тема "Селебрити".

в: Из ваших же уст часто доносится формулировка "мультимедийный комплекс актуальных искусств" - вместо "Московский дом фотографии". Вы намерены перепрофилироваться? Фотография побоку?

о: Сегодня это и есть наше официальное название. Более того, мультимедийным комплексом мы стали почти четыре года назад, просто не все об этом знают. Он сформировался на базе МДФ естественным и логическим путем, поскольку развитие фотографии очевидно идет в сторону мультимедиа. Используется компьютер, делаются инсталляции, нередко звуковые, снимается видео. Прошло время, когда фотография воспринималась хоть в какой-то степени как документ, сейчас происходит смещение в сторону мифа. И вообще для меня фотография и раньше была частью современного искусства. Сейчас у нас три институции под одной крышей. Кроме музея и мультимедийного комплекса есть еще школа фотографии и мультимедиа. Она носит имя Александра Родченко, чем мы очень гордимся. 16 апреля там начинаются первые занятия. Я очень надеюсь, что из этой школы будут выходить не только фотографы и бильдредакторы, а в первую очередь художники. Современное искусство дает возможность заглянуть в будущее, и это единственное, что мне интересно. Поскольку настоящее - это то, где у меня ни на что нет времени.

в: Надо полагать, одна из основных "головных болей" - это реконструкция здания МДФ на Остоженке. Эпопея длится почти два года. Просвет виден?

о: Вы затронули проблему, от которой у меня начинается нервный тик. Реконструкция финансируется городом нормально, но движется так, как можно представить только в страшном сне. Я уж не говорю о том, что мы вынуждены были исправлять ошибки, допущенные в проекте. Но взять хотя бы то обстоятельство, что по соседству возник котлован, который заблокировал проезд к нашему зданию. Проезд открыли только неделю назад... Куча технических проблем, каждая из которых вроде бы находит какое-то объяснение, а в сумме - кошмар. Впрочем, уверена: стройка будет завершена. Вообще-то я пессимист, но в каждый конкретный момент являюсь оптимистом. Например, проект для Венецианской биеннале, который мы готовим, как раз касается представления о том, что надежда умирает последней...

Куда идти за модой и стилем

В Москве стартовал очередной фестиваль "Мода и стиль в фотографии". Он проходит в нечетные годы, чередуясь с Фотобиеннале. Акцент здесь делается на работах фэшн-фотографов и визуальных проектах от модных журналов, однако понятие "стиль" намекает на более широкое толкование. Заглавная тема нынешнего форума — "Селебрити". Иначе говоря, ряд сюжетов будет посвящен разного рода знаменитостям. 

Первые выставки фестиваля открываются уже в марте. В "Манеже" к висящей с зимы ретроспективе Пьера и Жиля присоединяется еще одна персоналка. Здесь покажут работы знаменитого фотографа Нормана Паркинсона, который славился своим "неисправимым романтизмом" и сугубо британской эксцентричностью. По соседству свой проект представит парижский Театр моды. Обещаны обзор и анализ некоторых любопытных тенденций в модной фотографии от Адама (читай: от Алексея Бродовича, легендарного арт-директора журнала Harper's Bazaar) до наших дней.

Будет задействован в качестве фестивальной площадки и Новый Манеж. С 8 апреля здесь будут работать выставки двух французских маэстро. Работы рекламного фотографа Жана Ларивьера приезжают в Москву непосредственно из Лувра, где они демонстрировались на персональной ретроспективе. А проект "Прекрасная эпоха" посвящен творчеству Жак-Анри Лартига, много снимавшего будни и праздники довоенного и послевоенного бомонда. Здесь не без Куршевеля и Ниццы, понятное дело, но еще вне российского колорита. Герои Лартига — "селебритис" без натяжек: Жан Кокто, Пабло Пикассо, Грейс Келли и Джон Ф. Кеннеди.

Если об этих двух авторах наши зрители знают скорее понаслышке, то Сару Мун можно назвать старой знакомой. Она фигурирует сразу в нескольких фестивальных сюжетах, но будет у нее и собственное шоу. В Фонде культуры "Екатерина" с 14 апреля покажут ее интерпретации очередной сказки Андерсена — на сей раз речь о "Русалочке".

Иностранцев будет много, но наших не меньше. Местный исторический контекст поддержит выставка "Лиля Брик. Femme fatale" в галерее "На Солянке" (с 14 апреля). Из сегодняшних российских знаменитостей упомянем Владимира Мишукова — хотя он никак не фэшн-фотограф. Его проект "Золотая лихорадка" возникнет в галерее ДК на Смоленской набережной с 5 апреля, а еще один мишуковский сюжет — "Новое ретро" — появится в Музее современного искусства на Петровке с 13 апреля.

Хотя в названии форума фигурирует слово "фотография", репертуар неумолимо эволюционирует в сторону мультимедийности. Во всяком случае, обещана подборка современного европейского видеоарта (с 13 апреля в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке). А обычная фотография выплеснется за пределы выставочных залов — несколько проектов "Моды и стиля" будут размещены на линиях Петровского пассажа.

Комментарии
Прямой эфир