Котелок варит
Сирота Льюис - юный гений, который постоянно пытается усовершенствовать окружающий мир. Например, изобретает прибор, способный аккуратно намазывать на тост ореховое масло и клубничный джем. Как и положено обитателю приюта, герой мультика мечтает увидеть свою маму. Однако одними мечтаниями дело не ограничивается. Льюис собирает "сканер мыслей", который должен отыскать в мозгу мальчика воспоминание 10-летней давности - именно тогда, в двухмесячном возрасте, он последний раз видел женщину, которая его родила, а потом оставила у дверей детдома. В день презентации "сканера мыслей" чудо-прибор попадает в руки злобного Котелка. На поиски изобретения вместе с Льюисом отправляется его новый друг - прилетевший из будущего болтун Уилбур.
Первый час мультика нужно просто перетерпеть. И тогда второй пойдет на "ура". Все сюжетные линии встанут на место, человечество окажется под властью гигантских шляп-котелков, а девушки, пришедшие на "Робинсонов" со своими потенциальными мужьями, разживутся новой коронной фразочкой: "И запомни на будущее: я всегда права!".
Анна Федина
Бессарабская механика
Клуб "Б2"
ул. Б. Садовая, 8, тел. 258-00-00
Zdob si Zdub
31 марта. 23.00.
Передовики молдавского хардкора "Здоб ши Здуб" давно значатся в обойме горячо любимых россиянами этно-роковых групп с постсоветской территории. "Здубы" у нас, собственно, и раскрутились через фестиваль "Учитесь плавать", разные оупен-эйры и клубные выступления. У коллектива имеется и нехилый опыт "разогревающих" сетов. Они открывали московские концерты таких всемирно уважаемых альтернативщиков, как Rage Against the Machine, Biohazard, Rollins Band. "Боевиков" всенародного масштаба в их репертуаре как будто и не значится, но оригинальный, плясовой вариант "киношного" хита "Видели ночь", записанный для цоевского трибьюта, запомнился всем. А вообще, таким командам и не обязательно иметь ударную композицию, важнее — устойчивый драйв всей программы.
Сейчас в "Б2" Роман Ягупов и компания взбодрят москвичей своим последним проектом Ethnomecanica. Альбом, соединивший лучшие "здубовские" деяния прошлого (в том числе и упомянутую "Видели ночь") с пятком новых вещей группы, призван просигнализировать о Zdob si Zdub всей Европе. Говорят, что пластинка поступит в музыкальные магазины всех стран Евросоюза. Не думаю, что там она станет откровением для меломанов. Нишу "летающих лэутаров" (как называют участников "Здоб ши Здуб") в европейских фонотеках вполне осваивают представители балканской этники, но само желание молдаван экспортировать свою рок-дойну в дальнее зарубежье показательно. Значит, на втором десятилетии своей карьеры амбиции и желание развиваться "здубы" сохранили. Столичный сольник — отличная возможность оценить их потенциал.
Михаил Марголис
Жизнь оказалась длинной
"Долгая жизнь" Нового рижского театра, на сцене "Под крышей" Театра им. Моссовета, 3 и 4 апреля (в рамках "Золотой маски")
Постановщик спектакля Алвис Херманис получает в этом году "Золотую маску" за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в прошлом сезоне. Этим спектаклем и была "Долгая жизнь". Через месяц Херманис получит еще одну премию — в апреле в Салониках ему будут вручать самую престижную европейскую театральную награду, которая называется "Европа — театру".
Сложно в современном искусстве вообще и в театре в частности придумать свой стиль, по которому ты вычисляешь режиссера, едва взглянув на сцену. Херманис сумел создать такой стиль — некую модификацию жанра документального театра. Его фантастическая память на детали и предметы быта сыграла при этом решающую роль. Херманис как никто умеет ценить уходящую натуру (не то чтобы всегда любит, но ценит точно).
Вы бывали когда-нибудь в квартирах у одиноких стариков? Помните ли вы жуткое нагромождение вещей, от которых тесно и душно, но которые жалко выбросить, ибо именно они и есть материализация прожитой жизни? В "Долгой жизни" Херманиса, европейском хите последних лет, это нагромождение имитировано с талантливой дотошностью. Посреди чеканок, ковриков, пледов и продавленных диванов от зари до темна будут жить, кряхтеть, копошиться, ссориться и любить друг друга пять старых людей, сыгранных, кстати, людьми молодыми, которым приходится искусно балансировать между гротеском и взаправдошностью.
Это вообще знак времени. Во всяком случае, театрального времени — страсть к документалистике и подлинности. Недаром каждая вторая пьеса создается нынче в технике "вербатим". Херманис тоже мастер вербатима, но вербатима сценического, и в умении изготавливать его у латышского режиссера сегодня, пожалуй, нет равных.
Марина Давыдова
Быть знаменитым — красиво
Манеж
Манежная пл., 1, тел.: 737 66 47. Вторник — воскресенье с 12.00 до 21.00.
"Мода и стиль в фотографии"
Манеж — только одна из площадок предстоящего фестиваля. По традиции "Мода и стиль" охватывает множество выставочных залов и даже территорий, изначально не предназначенных для шоу, например линии "Петровского пассажа". Всего в программу нынешнего года включено более шестидесяти выставок. Среди авторов достаточно корифеев вроде Сары Мун или Жака-Анри Лартига. Большинство вернисажей придется на начало апреля, но официальный старт фестиваля дан уже в конце марта.
Сквозная тема звучит кратко — "Селебрити". Вообще-то словечко навязло в зубах и не вызывает слишком уж приятных ассоциаций, но есть надежда, что дело не ограничится фотопортретами знаменитостей. К тому же и они могут быть нестандартными и даже высокохудожественными. Судя по анонсам, многие проекты к моде имеют отношение весьма касательное, ну а стиль — понятие широкое. Так что тотального засилья гламура не предвидится. Ожидается обзор современной европейской фотографии, ретроспективы Норманна Паркинсона и Франсуазы Югье, презентация очередного календаря "Пирелли". Кроме иностранцев, задействованы в немалом количестве и наши фотографы, причем из лучших, упомянем хотя бы Владимира Мишукова и Ефросину Лаврухину.
Дмитрий Смолев
Джойс Ди Донато
Сольный концерт американской певицы в Концертном зале имени Чайковского
1 апреля, 19.00
Авторитетный британский журнал Gramophone недавно поместил американку Джойс Ди Донато в список своих Tomorrow's Superstars — то есть тех, кто будет завтра Гергиевым, Йо-Йо-Ма и Максимом Венгеровым. Что касается Джойс Ди Донато, то она должна стать, скажем, Чечилией Бартоли. Речь идет о том же, что у Бартоли, колоратурном меццо-сопрано, редком и ценном голосе, без которого не обойтись в старой музыке. Один из фирменных авторов Ди Донато — Гендель: ее можно увидеть и услышать на недавно вышедшем диске с генделевским "Геркулесом" в постановке Люка Бонди. Кроме того, конечно, ее репертуар невозможно представить без моцартовского Керубино, россиниевской Золушки и его же Розины из "Севильского цирюльника". Уже отметившись на лучших сценах мира — включая "Метрополитен", "Ла Скала" и "Ковент-Гарден", молодая певица впервые дает концерт в Москве. В программе — Гендель, Моцарт и Россини. Аккомпанирует московский оркестр Musica viva под управлением итальянского маэстро Леонардо Вордони.
"Сочинения WARP и мастера ХХ века"
Клубная электроника и академический авангард в исполнении оркестра London Synfonietta в Доме музыки
5 апреля, 19.00
Проект закрывает впервые проходящую в Москве Биеннале современных исполнительских искусств, где приветствуются все виды исполнительского экспериментирования. В данном случае имеются, с одной стороны, оркестр London Synfonietta — один из признанных специалистов по авангарду ХХ века, а с другой стороны — специалисты знаменитого лейбла WARP, известного своей закрученной электроникой, которая в моде среди продвинутых посетителей ночных клубов. Как выясняется, одно с другим вполне может вступать в диалог, хотя что из этого получится — сказать сложно. Но на то он и эксперимент. Посредницей в нем должна стать DJ Мира Каликс, которая значится в программе в качестве одного из авторов исполняемой музыки. Другие авторы чуть более известны посетителям Дома музыки. Это Айвз, Кейдж, Штокхаузен, Лигети и Нэнкэрроу.
Екатерина Бирюкова
Экзерсис XX
Композитор — И.С. Бах
Хореограф — Леонид Якобсон
Спектакль Театра балета им. Леонида Якобсона
На сцене Новой оперы
3 апреля, 19.00
В годы расцвета Леонид Якобсон слыл бунтарем и эротоманом. На самом деле его бунтарство заключалось в постоянных стычках с "культуртрегерами" Ленинградского обкома партии. А эротоманом он считался в стране, где секса не было вплоть до перестройки. Якобсон действительно любил откровенные дуэты, но ни разу не перешагнул грань хорошего вкуса. Был убежден, что балет, чей основной объект — тело, обречен быть эротическим искусством, и никакими патриотическими историями это не прикрыть. Возможности тела он использовал с редкой смелостью. Отменно владел классикой, фольклором и тем, что у нас называлось свободной пластикой. Еще он был очень остроумным человеком. В этом убеждает "Экзерсис XX", возобновленный труппой, носящей его имя.
Кроме блистательной пародии на балетный класс в тот же вечер и в том же исполнении можно посмотреть миниатюры Георгия Алексидзе. В 70-е годы за умение мыслить танцем он был объявлен русским Баланчиным. Но своим непосредственным вдохновителем называл Якобсона.
Светлый ручей
Спектакль Большого театра,
Композитор — Дмитрий Шостакович
Хореограф — Алексей Ратманский
Художник — Борис Мессерер
30 марта, 19.00
Балет о колхозе нравится всем. Его поддерживают артисты, одобряют критики и обожают зрители. Неискушенные хохочут над огурцами длиной в два метра и "составной" коровой, изображаемой двумя танцовщиками. Балетоманы восхищаются воинственной "Пляской кубанцев", садово-парковым "Вальсом" и объяснением влюбленного дачника с мужеподобной сильфидой.
30 марта в Большом вечер дебютов. Наталья Осипова опробует партию Классической танцовщицы. Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев впервые выйдут в ролях Зины и Петра.
Светлана Наборщикова