Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Механизмы демократии

В российском выборном законодательстве за последние годы появилось много нововведений, которые еще только планируют ввести у себя некоторые люди, так пылко и назойливо "обучающие" нас демократии. В последнее время они все чаще говорят о том, что российская избирательная система является нечестной, а следовательно, результаты предстоящих выборов нового состава Государственной думы и президента страны будут заведомо нелегитимными. "Известия" внимательнейшим образом перечитали отечественное законодательство, посмотрели на зарубежный опыт, выслушали мнения экспертов и не обнаружили никаких серьезных юридических оснований для подобных предположений. А кое в чем отечественная "демократическая машина" избирательные конструкции "старых демократий" даже превосходит. - Избирательная система новой России претерпела очень существенные изменения: она прошла путь от крайнего либерализма и исключительно рамочного регулирования в начале 1990-х годов до детального регулирования сегодня, - полагает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Сама же партийная система стала более прозрачной и жесткой с точки зрения законодательного регулирования и контроля со стороны избирательной комиссии и судебной системы. Сбор подписей жестко контролируется с помощью графологической экспертизы. Не менее жестко проверяются реальный статус и положение региональных кандидатов, а также финансовые потоки партии: не допускается финансирование партии из-за рубежа.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российском выборном законодательстве за последние годы появилось много нововведений (например, внедрение электронной системы обработки информации ГАС "Выборы"), которые еще только планируют ввести у себя некоторые люди, так пылко и назойливо "обучающие" нас демократии. В последнее время они все чаще говорят о том, что российская избирательная система является нечестной, а следовательно, результаты предстоящих выборов нового состава Государственной думы и президента страны будут заведомо нелегитимными. "Известия" внимательнейшим образом перечитали отечественное законодательство, посмотрели на зарубежный опыт, выслушали мнения экспертов и не обнаружили никаких серьезных юридических оснований для подобных предположений. А кое в чем отечественная "демократическая машина" избирательные конструкции "старых демократий" даже превосходит.

Изменить итоги выборов может каждый

- Избирательная система новой России претерпела очень существенные изменения: она прошла путь от крайнего либерализма и исключительно рамочного регулирования в начале 1990-х годов до детального регулирования сегодня, - полагает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Сама же партийная система стала более прозрачной и жесткой с точки зрения законодательного регулирования и контроля со стороны избирательной комиссии и судебной системы. Сбор подписей жестко контролируется с помощью графологической экспертизы. Не менее жестко проверяются реальный статус и положение региональных кандидатов, а также финансовые потоки партии: не допускается финансирование партии из-за рубежа.

Правда, именно в чрезмерной зарегулированности и неоправданной жесткости по отношению к участникам избирательного состязания чаще всего и обвиняют отечественный механизм народного волеизъявления. Однако критики обычно опускают весьма существенную часть законодательства, где подробнейшим образом прописано, как недовольные процедурой или исходом голосования политические силы могут изменить не удовлетворяющее их решение. За примером далеко ходить не надо - на прошедших 11 марта выборах КПРФ и "Патриоты России" поначалу не прошли в парламент Дагестана, не преодолев 7%-ный барьер. Однако потребовали пересчета голосов и добились перемены своей участи - ошибка была исправлена.

Вообще в свод российских избирательных законов включены сразу несколько страховочных механизмов, призванных исправить возможные сбои избирательной системы. Так, в соответствии с законом "Об основных гарантиях избирательных прав" решения избиркомов (а также связанные с выборами решения органов власти или должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке. Жалобы на решение ЦИК подаются в Верховный суд, решения окружных комиссий на федеральных выборах или комиссий по выборам в региональные парламенты рассматриваются в судах соответствующих субъектов федерации, решения местных комиссий - в районных судах. По закону суд может отменить решение об итогах голосования, результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. Причем правом повлиять как на ход предвыборной кампании, так и на сами результаты голосования наделены практически все участники процесса: жалобы могут подавать рядовые избиратели, кандидаты (избирательные объединения), их доверенные лица, общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, а также избиркомы или комиссии по проведению референдума. Так что теоретически изменить итоги выборов может, по сути, каждый. Только далеко не все об этом знают, и еще меньше своим правом пользуются.

В США хвост действительно рулит собакой

Система выборов в США, пожалуй, одна из самых запутанных. Сначала кандидат выдвигается на первичных партийных выборах. На них же выдвигаются участники национального съезда партии, где и происходит официальное утверждение единого кандидата. В первых числах ноября (в первый вторник после первого понедельника) избиратели голосуют за выборщиков от своего штата, представляющих ту или иную партию. В каждом штате число выборщиков соответствует избираемому от него числу конгрессменов.

При этой системе складывается парадоксальная ситуация: список выборщиков от одной партии может получить больше голосов избирателей, но их кандидат не пройдет - ведь число выборщиков от различных штатов разное. Получается, что главой государства может стать человек, за которого проголосовало меньшинство избирателей. В американской истории такое случалось неоднократно. Голосование выборщиков - уже формальность. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков - 270. Если ни один не набрал этого количества, палата представителей избирает президента, а сенат - вице-президента. Такая ситуация была дважды - в 1820 и 1824 годах.

Страховка ручная и электронная

В нашем законодательстве есть еще несколько важных механизмов, правильное использование которых позволяет предотвратить нарушения при подсчете голосов избирателей. Подсчет голосов начинается непосредственно по окончании голосования, и бюллетени, признанные членами участкового избиркома недействительными, заверяются как минимум тремя подписями членов комиссии с указанием причин, по которым они забракованы. По окончании подсчета голосов участковая комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе зарегистрированных избирателей, числе избирательных бюллетеней, полученных комиссией, количестве бюллетеней в избирательных урнах, числе избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, и количестве бюллетеней, признанных недействительными. Любой член комиссии или наблюдатель вправе получить заверенную копию протокола и позже на ее основании может оспорить официально объявленные результаты в суде - если они разойдутся.

Один экземпляр протокола, подписанный всеми членами комиссии, отправляется в вышестоящую избирательную комиссию, и там результаты голосования вносят в базу электронной системы ГАС "Выборы". Она существует без малого 13 лет - указ о создании электронной системы голосования был подписан Борисом Ельциным 23 августа 1994 года. Впервые ГАС "Выборы" опробовали в декабре 1995 года, на выборах в Госдуму второго созыва. Систему установили на всех уровнях - от ЦИК до территориальных избиркомов, и сегодня она представляет собой сеть из 8 тысяч компьютеров и более 3 тысяч автоматизированных рабочих мест. Все это "железо" и позволяет обнародовать предварительные результаты голосования по всей стране уже на следующее утро после волеизъявления. Кроме того, внедряемые в последние годы комплексы обработки бюллетеней (КОИБ) ("машины для голосования", которые устанавливают на избирательных участках) позволяют произвести подсчет голосов уже через 20 минут после завершения выборов. Это принципиально, поскольку в основе почти всех послевыборных волнений в мире чаще всего лежит затягивание с объявлением итогов. Самый яркий пример - "оранжевая" революция на Украине.

Спекуляции о надежности системы ГАС "Выборы" появились в момент ее внедрения и с тех пор не прекращались. Однако ни одного достойного юридического рассмотрения доказательств тому так и не было проведено. А вот новый глава Центризбиркома Владимир Чуров на второй день после своего избрания заявил, что "как физик и продвинутый пользователь" он уверен, что система "надежно защищена от несанкционированного доступа", причем надежность эта "не меньше, чем у той техники, которая позволяет запускать человека в космос".

Ле Пен мог не добраться до выборов-2007

Кандидат во французский парламент и местные органы самоуправления может быть выдвинут даже одним человеком. А вот желающим побороться за место в Елисейском дворце надо собрать 500 подписей. При этом поддержать кандидата в президенты должны не простые французы, а мэры городов. В этом году, кстати, лидер крайне правых Жан-Мари Ле Пен (на прошлых выборах он неожиданно прошел во второй тур) жаловался: ставить свои подписи в его поддержку мэры не торопятся. В результате, правда, полтысячи сторонников найти ему все-таки удалось. Сложнее всего приходится независимым кандидатам - ведь мэры, как правило, представляют партии, и "независимого" мало кто из них готов поддержать. На этой системе "играют" главные кандидаты. Они убеждают мэров от их партии ставить подписи за "непроходных кандидатов" - чтобы лишить голосов их основного соперника. Так, в нынешнюю предвыборную кампанию "правый" Николя Саркози активно лоббирует крайне левых, которые вполне могут отобрать голоса у социалистки Сеголен Руаяль.

При уходящем президенте Жаке Шираке был сокращен срок правления с 7 до 5 лет. Но и новый глава государства скорее всего внесет изменения в закон, увеличивающие полномочия парламента и правительства.

В Германии приходится голосовать у соседей

Из двух палат парламента избирается только нижняя - бундестаг. Члены верхней - бундесрата - назначаются правительствами федеральных земель. На выборах в бундестаг действует смешанная система: половина состава (всего более 670 депутатов) избирается по одномандатным округам, другая - по спискам политических партий. Причем общефедерального списка кандидатов от партий нет, в каждой из земель - свой. У избирателя - два голоса. Один он подает за кандидата в избирательном округе, другой - за кандидата от той или иной партии.

Главная сложность избирательной системы ФРГ в том, что избирательные округа зачастую не совпадают с территориально-административными. Возникает неразбериха: административный центр - в одной деревне, а голосовать надо ехать к соседям, где на виду другие люди и в цене иные политические пристрастия. Проходной ценз для партий - 5%. Срок заседания в бундестаге - 4 года. Депутатам запрещено совмещать законодательную деятельность с другими должностями, заниматься бизнесом. Число представителей земель в бундесрате зависит от населения каждой земли и составляет от 3 до 6 законодателей. При этом население разных земель может отличаться в десятки раз, а размеры территорий - более чем в сто.

Подорожают ли британские пэры?

Единый орган, контролирующий выборы в Великобритании (аналог нашего Центризбиркома), появился лишь 7 лет назад - до этого выборами занималось МВД. Председатель и члены ЦИК назначаются главой государства, а непосредственно в регионах выборы проводятся уполномоченными по выборам. Как правило, это представители местной власти - мэр города, шериф графства. Оппоненты уверяют: столь жесткий контроль властей не слишком-то соотносится с демократическими принципами, предполагающими независимость избиркомов.

Во время предвыборной кампании исключительное право размещать политическую рекламу на телевидении имеют только основные партии - Лейбористская, Консервативная, Либерально-демократическая. Те же, кто не относится к категории "основных", получают право на теле- и радиорекламу лишь в том случае, если они претендуют не менее чем на 107 мест в британском парламенте.

"Проколы" возникают и при досрочном голосовании по открепительным талонам и по почте. Так, на парламентских выборах 2005 года в Великобритании в почтовом голосовании приняло участие около 15% избирателей. В результате пришлось проводить проверки по подтасовкам в 19 избирательных округах. А в Бирмингеме вообще пропали в неизвестном направлении 20 тысяч "почтовых" бюллетеней.

Нет в Британии и законодательно оформленного порядка аккредитации наблюдателей на выборы - как международных, так и местных. По закону на участках для голосования могут присутствовать только избиратели, кандидаты в депутаты, их доверенные лица и те, кто "обеспечивает избирательный процесс". Даже представители СМИ допускаются на участки только в качестве избирателей.

Слишком часто пересматриваются границы избирательных округов. По закону они должны быть примерно равными, а население то растет, то сокращается - в результате границы округов меняются каждые 10-12 лет, и периодически на участках возникает неразбериха.

В начале марта в британской избирательной системе произошла настоящая революция. Палата общин проголосовала за то, чтобы и верхняя палата лордов избиралась и окончательно лишила пэров наследственных прав. Основная причина отказа от системы назначаемых пэров - ведущееся уже год расследование в рамках дела о коррупции в высших органах власти. Скотленд-Ярд полагает, что несколько пэров попросту купили голоса, внося немалые суммы в предвыборные фонды правящей Лейбористской партии.

Идеальное - значит мертвое

Конечно, ошибается даже космическая техника. Эксперты часто говорят, что "контроля за выборами мало не бывает", и предполагают, что Владимир Путин может включить в свое ежегодное послание Федеральному собранию отдельную часть, посвященную недопустимости нарушений в ходе выборного процесса.

- Надо повысить доверие наших граждан к избирательной системе и в качестве одной из мер допускать на участки наблюдателей из общественных организаций (сейчас это запрещено, ими могут быть только представители политических партий. - "Известия"), - говорит генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров. - Ну и конечно же шире практиковать опросы на выходе - общепризнанную в мире социологическую процедуру, которая гарантирует точность подсчета результатов голосования и невозможность их фальсификации избирательными комиссиями.

По сведениям "Известий", вопрос о возвращении общественным организациям права наблюдать за проведением голосования и подсчетом голосов сейчас действительно обсуждается на самом высоком уровне - слишком уж велика цена чистоты грядущих президентских выборов. Предложения о корректировке избирательного законодательства вообще поступают непрерывно. И это объяснимо. Как выразился на состоявшейся в марте встрече со студентами РГГУ заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, "когда нам говорят, что наша демократия несовершенна, это значит, что она жива, что она есть. Потому что это мы с вами тоже несовершенны. Совершенное, мне кажется, это либо идеальное, либо мертвое, застывшее". Иными словами, избирательная система - это живой организм, который меняется в соответствии с запросами времени.

- Практика, которая со времен Маркса считается единственным критерием истины, показывает, что политическая система постепенно подстраивается под новые избирательные условия, - убежден Федоров. - Политический процесс сегодня, как река - поставь ей плотину, она все равно найдет себе путь.

Такой же непрерывно текущий процесс происходит и в тех странах, которые считают себя старшими в области демократии по отношению к России. Там тоже меняется законодательство и тоже есть проблемы, связанные с проведением выборов. Достаточно вспомнить сопутствовавший победе Джорджа Буша над Альбертом Гором скандал с пересчетом неправильно продырявленных карточек для голосования в Майами, который во многом определил исход президентских выборов. Но у кого проблем в этой области больше и чья демократия лучше - судить, конечно, вам, избирателям.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...