Удачный день
О системах безопасности принято рассказывать в последнюю очередь, но если бы не они, вместо этой статьи мог бы появиться короткий текст с одной фотографией, полный хвалебных слов обо мне, а не о новой Skoda Fabia.
Все было как всегда. Если что-то и считать предостережением, то лишь книгу, которую читал в самолете, несшем меня на этот тест в Португалию. Чак Паланик, "Призраки": "Иногда начинает казаться, что первую половину жизни мы проводим в поисках какой-то большой беды". Судьба? Может, это моя судьба - стать автомобильным журналистом, чтобы объездить полмира и погибнуть в аварии на берегу Атлантики. Это могло произойти. "Хороший день, чтобы умереть", - шутит попавший вместе со мной в передрягу коллега. "Не сегодня", - отвечаю я. И мысленно добавляю: "И не на этой машине".
Шаг вперед
Fabia - эпохальный автомобиль для Skoda. Выйдя на европейскую арену в 1999 г., Fabia первого поколения изменила представление о Skoda как о реликте социализма. Первая Fabia получила множество престижных наград и отвоевала приличный кусок рынка супермини в Германии, Австрии и Великобритании. Всего было продано 1,5 млн машин. Все эти годы именно Fabia была бестселлером компании, и лишь в 2006 г. на первое место по продажам вышла Octavia. Восемь лет - приличный возраст. Настало время обновления.
Fabia второго поколения, если взглянуть на нее спереди, - вылитый Roomster, наделавший шума своим дебютом в 2006 г. Но если Roomster составлен как бы из двух частей - приплюснутой "пилотской кабины" и "апартаментов" с высоким потолком и огромными окнами, то у Fabia "кабина" с хищно зауженным "фонарем" лобового стекла логично переходит в заднюю часть кузова с "панорамным", оптически расширяющим автомобиль окном двери багажника. Получился маленький городской "самолет". Трудно сделать супермини так, чтобы он не выглядел смешным. Создателям Fabia это удалось.
Ширина и колесная база почти не изменились. В длину Fabia вытянулась на 22 мм, но произошло это в основном за счет доработки формы бампера и капота, которые теперь соответствуют требованиям по защите пешеходов, которые будут введены в 2010 г. Компактность - важное качество для городского автомобиля, и Fabia сохранила это достоинство. А вот в высоту она подросла на заметные 47 мм.
Высокий и плоский верх придал автомобилю солидности и стати, но наибольший эффект прибавка "роста" оказала на салон. Пространства над головой - как в лимузине. Сиденья водителя и переднего пассажира расположены на 30 мм выше, что улучшило обзор и сделало посадку и высадку более удобной. Объем багажника возрос до 300 л, а со сложенными сиденьями - до 1163 л.
От дверей водительское сиденье отделяет внушительное расстояние (что, возможно, спасло мне ногу при аварии). В кармашках дверей помещается 1,5-литровая бутылка воды. Между передними сиденьями - откидной подлокотник. Удивил вместительностью двухэтажный "бардачок", нижнее отделение которого имеет систему охлаждения. Пространство для ног задних пассажиров одно из самых больших в классе.
Колесные диски предлагаются в семи исполнениях. Три различных по дизайну руля. Девять вариантов обивки. Комплектаций - четыре. Причем даже самая скромная из них, Classic, в западноевропейском исполнении включает две передние и четыре боковые подушки безопасности, АБС, иммобилайзер, руль с электрогидроусилителем и регулировкой по наклону и выносу, улавливающий пыльцу фильтр, систему помощи при экстренном торможении. Прибавьте сюда расширившийся список опций, многие из которых уникальны для автомобиля этого класса: поворотные фары, система контроля давления в шинах, органы управления телефоном и аудиосистемой на руле, навигация, автоматический круиз-контроль, прозрачная крыша.
Двигателей предлагается целых семь: три дизельных (1,4 л, 70 и 80 л.с.; 1,9 л, 105 л.с.) и четыре бензиновых (1,2 л, 60 и 70 л.с.; 1,4 л, 86 л.с.; 1,6 л, 105 л.с.). Самый мощный бензиновый может поставляться не только с 5-ступенчатой МКП, как все остальные, но и с 6-диапазонным "автоматом" с функцией ручного переключения передач.
К каждому двигателю можно заказать любую комплектацию и любой пункт из списка опций. Что касается типов кузова, пока Fabia существует лишь в виде 5-дверного хэтчбека. Но уже осенью должен появиться универсал.
Так вышло, что за рулем Fabia мне довелось испытать то, о чем обычно говорят напоследок, - безопасность. Теперь я уверен, что именно этим аспектом стоит озаботиться в первую очередь. В общем-то, гороскоп не врет. Испытать такое - удача для журналиста. Испытать и иметь возможность рассказать об этом.
Крэш-тест поневоле
Повернув голову налево, я вижу, как прямо в мою дверь летит старенький Ford Fiesta. Визг шин переходит в неприятный звук, будто некий великан хлопком давит десяток жестяных бочек. Удар. Множество мелких обломков зависли в мгновенном состоянии невесомости. Успеваю заметить срабатывание боковой подушки безопасности, в следующую секунду вминающей мне очки в лоб. В наступившей тишине раздается голос коллеги: "Ты как?" "Нормально", - говорю я. Мы выбираемся наружу, чтобы посмотреть, что случилось с водителем Ford. Он сидит, упершись взглядом в обмякшую подушку безопасности. Он потрясен, но жив и невредим. Слава богу, что он один в машине.
Пусть вам повезет
Что испытывает человек после аварии? Это очень неприятное чувство. Из-за царапины на дверях и то расстраиваешься, а тут машина разбита "под списание". Ты невредим, за исключением ссадины на переносице и пары ушибов, хотя в голове еще долго стоит звон. Мозг снова и снова прокручивает "видеозапись" произошедшего...
Я вообще-то не слишком верю в провидение и вспоминаю в этой связи анекдот. У человека в один день сгорел дом, угнали машину, от него ушла жена, и он потерял работу. Человек смотрит в гороскоп. Там написано: "Удачный день". И тогда он говорит: "Подумать страшно, а если бы день оказался неудачным?!"
Обычно о таких вещах, как жесткий кузов, прочные двери и боковые подушки безопасности, говорят в последнюю очередь. Хотя для небольших городских автомобилей именно безопасность приобретает первостепенное значение. Казалось бы, что проку от формы капота, смягчающей удар при наезде на пешехода, а ведь от этого может зависеть, станете ли вы убийцей или нет. Мне повезло, что я в этот день оказался за рулем Fabia с прочным кузовом и боковыми подушками, которые входят в базовую комплектацию. С такой машиной можно верить, что любой день будет удачным.
Технические характеристики Skoda Fabia 1.4
Габариты, мм | 3992х1642х1498 |
Снаряженная масса, кг | 1060 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1390 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 86/5000 |
Макс. момент, Нм | 132/3800 |
Трансмиссия | механическая 5-ступенчатая |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 174 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 12,3 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,5 |
Подробнее об этом в журнале "Автопанорама" (www.autopanorama.ru)