Клоны, бесплодие и террор
В российский прокат вышел футуристический триллер "Ренессанс". По стилистике этот франко-британский проект близок к "Городу грехов": облепленные датчиками актеры снимались на фоне голубого экрана, а потом компьютер возвел вокруг них мрачный и прекрасный, черно-белый Париж. По содержанию фильм Кристиана Волькмана - чистой воды антиутопия. Удивительно, но этот жанр, казалось, набивший оскомину еще в XX веке, пользуется популярностью у американских и европейских режиссеров. Причем не артхаусных, а самых что ни на есть коммерческих. Корреспондент "Недели" Анна Федина только за последние два года насчитала пять громких фильмов, критикующих идеальное на первый взгляд общество будущего.
1. Ренессанс (Франция, Великобритания, Люксембург, 2006)
Время действия: 2054 год.
Место действия: Париж.
Обстановка: всем заправляет транснациональная косметическая корпорация "Авалон", обещающая жителям города вечную молодость и красоту. В обмен на лояльность, понятное дело. Однако исполнить такое обещание, не обладая секретом бессмертия, трудновато, поэтому в громадных, суперсекретных лабораториях постоянно идет поиск ответа на главный вопрос науки: как победить смерть?
Проблема: пропадает талантливая исследовательница Илона Тасуева, и руководство "Авалона" отправляет на ее поиски полицейского Караса. В ходе расследования выясняется, что пропавшая была любимой ученицей доктора Йонаса Мюллера, который много лет назад вплотную подошел к раскрытию тайны бессмертия, но потом уничтожил все свои разработки. Почему? Причин как минимум три. Во-первых, формула бессмертия сделала бы ее обладателя - в данном случае компанию "Авалон" - всесильным и непобедимым. Во-вторых, вечная жизнь - это не вечная молодость, а вечная старость. И, наконец, в-третьих, "жизнь без смерти теряет смысл". Исчерпывающее объяснение.
2. Остров (США, 2005)
Время действия: 2019 год.
Место действия: США.
Обстановка: герои Скарлетт Йоханссон и Эвана Макгрегора обитают на оснащенной по последнему слову техники и идеально приспособленной для здорового образа жизни базе. Они ходят в белоснежных спортивных костюмах, питаются по индивидуальным диетам, спят по часам и мечтают выиграть в лотерею, победитель которой отравляется на Остров - последнее райское местечко на Земле, разрушенной ядерной катастрофой.
Проблема: не в меру любопытный герой случайно узнает, что счастливчики на самом деле попадают не на Остров, а на операционный стол. Все жители базы - клоны реальных, живущих на по-прежнему процветающей Земле людей, и в случае болезни хозяина его копию используют как донора. Вот такой своеобразный способ, если не достигнуть бессмертия, то по крайней мере приблизиться к нему.
Режиссер "Острова" Майкл Бэй тему клонирования, конечно, поднял, но в борьбе с ксерокопированием людей смог привести лишь один аргумент: клоников жалко, они, хоть и биоматериал, но тоже любить умеют. Ну и взбунтоваться могут, конечно.
3. Эон Флакс (США, 2005)
Время действия: 2415 год.
Место действия: фантастический город Бренна.
Обстановка: за 400 лет до описываемых событий Землю поразил смертельный вирус, люди, сумевшие спастись, укрылись за стенами стерильного города. Теперь всем руководит группа ученых, следящая за чистотой и порядком. Со своей работой они справляются хорошо: любой инакомыслящий довольно быстро растворяется в пространстве. Единственное, что правительству не удается побороть, это мучающие горожан ночные кошмары: им снятся эпизоды из непрожитой ими жизни.
Проблема: подпольная организация посылает героиню Шарлиз Терон убить главу правительства. Невероятно юркая девушка не только пробирается в неприступную, казалось бы, резиденцию, но и докапывается до страшной истины: в результате катастрофы женщины стали бесплодны, а потому вот уже 400 лет ученые поддерживают жизнь в Бренне раз за разом клонируя его жителей. Так что сны героини - не плод воспаленной фантазии, а воспоминания о прошлых жизнях.
Режиссер "Эон Флакс" Кэрин Кусама наверняка хотела попасть в струю и внести свою лепту в дискуссии о праве овечки Долли на существование. Но сценаристы фильма (вернее, одноименного мультсериала, который и лег в основу ленты) загнали режиссера в тупик: да, клонировать людей нехорошо, но как быть, если другого выхода нет? И к тому же ночные кошмары - не слишком высокая цена за бессмертие.
4. Дитя человеческое (Великобритания, США, 2006)
Время действия: 2027 год.
Место действия: Великобритания.
Обстановка: политические и экономические распри повергли мир в хаос, и только Британские острова остались более-менее пригодны для жизни. Для жизни британцев - с нелегальными мигрантами полиция не церемонится: их отлавливают, сажают в клетки, перевозят в фильтрационные лагеря, затем кого-то убивают на месте, остальных депортируют.
Проблема: вот уже 18 лет на Земле не рождаются дети. Будущего нет. Впереди только смерть, которую можно приблизить с помощью распространяемых государством таблеток "Вечный покой". Бывший активист, а ныне равнодушный ко всему служащий Тео наверняка так бы и поступил, но однажды его попросили доставить к морю чернокожую девушку Ки. Она беременна, однако человечество может лишиться своего последнего шанса, если герои попадут в руки правительства или подпольщиков, мечтающих использовать ребенка в политических целях.
Мексиканец Альфонсо Куарон в своей антиутопии обошелся без фантастики. Причем он реалистичен не только в изображении проблемы, но и в способах ее решения: "Дитя человеческое" довольно прозрачно намекает, что европейским националистам пора замолкнуть, потому как спасти Старый Свет от неизбежного демографического кризиса могут только мигранты из развивающихся стран.
5. V значит Вендетта (США-Великобритания-Германия, 2005)
Время действия: недалекое будущее.
Место действия: Лондон.
Обстановка: из-за краха мировой экономической системы в Великобритании установился тоталитарный режим. Всех инакомыслящих уничтожили, остальных щедро кормят телевизионной жвачкой и убеждают, что недостаток свободы с лихвой перекрывается безопасностью и стабильностью.
Проблема: кое-где все же остались недовольные. Самый решительный из них скрывает свое лицо под вечно улыбающейся маской и готовится взорвать здание парламента в день очередной годовщины Порохового заговора. Помочь ему вызывается юная Иви, родителей которой однажды ночью увели люди с дубинками.
В 1999 году братья Вачовски убедили зрителей, что наш мир - иллюзия, а на самом деле люди - всего лишь батарейки для машин. "Матрица" тоже была в некотором роде антиутопией, но только отнесенной в далекое будущее. В следующем проекте Вачовски "V значит Вендетта" фантастики почти не осталось. На место компьютерных трюков пришли простые истины: "Голова дана человеку, не только чтобы есть" и "Народ не должен бояться своего правительства, правительство должно бояться своего народа".