Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Будете драться, вызову милицию!"

История, напечатанная в "Известиях", о неразберихе, которая царит в одном из подразделений ГИБДД, вдохновила гаишников на решительные действия. Во вторник же глава столичного ГИБДД Сергей Казанцев объявил о начале служебного расследования, по результатам которого руководитель 5-го отдела МОТОТРЭР Северного округа может лишиться места. А в среду мы публикуем историю другого автомобилиста, который пытался оформить документы на машину в том же отделе на несколько дней позже героя нашей предыдущей публикации. В 8 часов 45 минут, человек 300 человек у еще закрытого входа в нужное здание меня сначала как-то даже не встревожили. И только тогда, когда я поднялся на второй этаж, то понял, что всем им нужно то же, что и мне. При этом разобраться в происходящем сразу не удалось: сквозь толпу пройти невозможно, а на вопрос "куда сдают документы на снятие с учета" все начинали как-то снисходительно улыбаться и показывать на окно под номером 3. Но к нему и еще одному открытому окну – под номером 7 - подойти было невозможно: никто не подпускал. Правда, после некоторого наблюдения можно было вычислить двух человек, которые все время кого-то записывали в бумажку. Кто пожил при дефиците водки и колбасы, заметив их, вздохнет с облегчением – это главные люди. Они – хранители и составители очереди.
0
фото: Алексей Белянчев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

История, напечатанная во вторник в "Известиях", о неразберихе, которая царит в одном из подразделений ГИБДД, вдохновила гаишников на решительные действия. Во вторник же глава столичного ГИБДД Сергей Казанцев объявил о начале служебного расследования, по результатам которого руководитель 5-го отдела МОТОТРЭР Северного округа может лишиться места. А сегодня мы публикуем историю другого автомобилиста, который пытался оформить документы на машину в том же отделе на несколько дней позже героя нашей предыдущей публикации.

"Будете драться, я позову милицию!"

…то и дело выкрикивал капитан ГАИ, принимавший документы на переоформление автотранспорта в 5-м отделе МОТОТРЭР Северного административного округа Москвы.  150 человек, проведшие ночь в перекличках, и стоящие перед  единственным работающим окном под номером 7, внимания на угрозы капитана не обращали.  Они разбирались с  нарушителями стихийной очереди.

Так шел процесс банального переоформления документов на автомобили в минувшие пятницу и субботу.

День первый. Остров невезучих.

Каждый, кому хоть однажды приходилось заниматься процедурой снятия или постановки на учет автомобиля, знает, что дело на практике  это хлопотное, требующее сил и времени. Правда, в последнее время кое-где что-то вдруг стало настраиваться, и в кругу знакомых начали попадаться счастливцы, которым удалось получить автомобильные номера часа за два-три. Но пока они, счастливцы – явление редкое, часто зависящее от сезона (вернее не сезона на рынке сделок с автотранспортом, коим является зима), круга полезных знакомств, умения делиться с бюджетниками в погонах, влияния потусторонних сил и принадлежности автотранспорта к определенному московскому округу.

Мне нужно было снять с учета автомобиль сестры, чтобы продать его приехавшим из Орла покупателям. Дело это казалось мне простым и не требующим особой подготовки. Тем паче, на дворе 2007-й год, в котором услуги и деньги совмещены уже достаточно прочно.

В минувшую пятницу, в 8 часов 45 минут, человек 300 человек у еще закрытого входа в нужное здание меня сначала как-то даже не встревожили. И только тогда, когда я поднялся на второй этаж, то понял, что всем им нужно то же, что и мне. При этом разобраться в происходящем сразу не удалось: сквозь толпу пройти невозможно, а на вопрос "куда сдают документы на снятие с учета" все начинали как-то снисходительно улыбаться и показывать на окно под номером 3. Но к нему и еще одному открытому окну – под номером 7 - подойти было невозможно: никто не подпускал. Правда, после некоторого наблюдения можно было вычислить двух человек, которые все время кого-то записывали в бумажку.  Кто пожил при дефиците водки и колбасы, заметив их, вздохнет с облегчением – это главные люди. Они – хранители и составители очереди. Пришлось вспоминать давно забытое и на время смириться с заменой имени и фамилии на номер 120.

- Приходите после обеда, не раньше, - посоветовал хранитель. - В час здесь пропускают человек по 15-20.

- Да мне ж только бланки получить, - информирую я с тайной надеждой, что в это окно стоят "другие", а бланки выдают еще где-то.

- Здесь все за бланками. На то оно и 3-е окно! - посвящает хранитель очереди в тонкости делопроизводства. - Так что, пока и не надейтесь. Но лучше появляйтесь почаще - мало ли что. Если очередь ваша вдруг пройдет, придется снова записываться в конец.

Не знаю почему, но желание уходить почему-то отсутствует. И идти вроде некуда, и снова записываться в конец в случае "мало ли что" желания тоже нет. Начинаю по привычке размышлять, "почему так происходит" и искать выход из сложившейся неприятности.

Эпоха мобильных телефонов последнее обстоятельство значительно облегчает. Особенно мне, последние 20 лет прожившему в журналистике. Все ж решаюсь выйти на улицу и прозвонить звенья цепи. Минут за пять я прохожу цепочку до того " кто "есть" в этом ГАИ".  Трубку он берет не сразу, и после пароля "от кого", обрывает надежду: "У нас уже неделю прокурорская проверка работает. Сегодня - последний день. Приходите завтра. Все устроим в лучшем виде. За три тысячи – в течение 3-х часов, за семь тысяч – за сорок минут". По отзывам – люди проверенные.

И что на меня вдруг именно сегодня свалились эти орловские покупатели?! Приехали бы завтра, - все было бы в ажуре. Но они уже сидят в машине, и второй час натирают салфетками выгоревший пластик.

Словом - тупик. И так нельзя, и так быстро не получается. Решаюсь немного осмотреть окрестности перед тем, как пройти все как положено и со всеми. Случайно встречаю знакомого сотрудника госорганизации, выезжающего из других ворот на соседней Вагоноремонтной улице, у дома № 27. На ходу перебрасываемся "за жизнь". Говорит, что вот шеф попросил срочно с утра поставить на учет новенький "мерс" - красавец. Вот и возвращается с оформления. Интересуюсь, а можно ли "Мазду"-323? Мой знакомый говорит, что, к сожалению, нельзя. Здесь VIPы и депутаты.

А "мерс" и правда красавец…

Вдоль Лобненской и Вагоноремонтной - куча ларьков для оформления купли-продажи, страховки и всякой сопутствующей документации. Осторожно интересуюсь, могут ли ускорить мой безнадежный процесс. Отказываются все. И версия у всех одна: сегодня не получится - в ГАИ прокурорская проверка.

Возвращаюсь в очередь.  Народ все прибывает. Мне уже не кажется далеким мой 120-й номер,  когда на бумажке появляется цифра 160. Вот уж кому не повезло, так этим… В другой очереди, к окошку под номером 7, куда сдают документы уже прошедшие окошко под номером 3, появился 183-й. Но они тоже стоят и надеются. На везение. Хотя здесь, по всем ощущениям, все же остров невезучих…

Проясняется и картина за стеклом 3-го окошка. Там властвует полный тезка великого русского писателя - Александр Иванович Куприн. Капитан ГАИ-ГИБДД.  Гладко выбритый. Приятной, как говорят пожилые москвички, внешности. В меру упитанный.

И воспитанный. Потому что всегда молчит. Разве что изредка выкрикивает в микрофон чью-то фамилию. И через каждые 20 минут выходит на пятиминутный перекур, никого не обижая, а даже как-то извиняясь: "господа, пропустите, пожалуйста".

Капитан выполняет самую черную работу – он проверяет ксерокопии и оригиналы, на основании которых начинающая, но уже изможденная диетой модель за вторым столиком одним пальцем правой руки набивает очередные данные в форму  заявления.  Отдает в руки готовые заявления майор, который свое  окошко под номером 2 открывает аккуратно, 2-3 раза в час. На пять минут – не более.

К обеду (начинается в 14.00) проходят только 60-е номера (с 12.00 капитан Куприн начинает чувствовать активный предобеденный никотиновый голод и выходит чаще). Модель за компьютером тоже устает от однообразной работы и начинает делать ошибки.

В период вынужденного застоя очередь примерно с 80-х номеров активно рассуждает, почему здесь такой бардак. Компьютерные юзеры возмущаются отсутствием у ГАИ интернета и навыков современной жизни. И выступают с конкретным предложением реорганизации.

Например, что может быть проще: вывесить на сайте форму и бланк квитанции на оплату, которые любой сможет предварительно заполнить и прислать по электронной почте. Останется только получить бумажки в определенный день. Можно даже без участия капитана, модели и майора – все равно потом все данные заявления проверяют на площадке осмотра транспортного средства. А капитан Куприн, модель и майор успешно могут дополнить ряды тех, кто проверяет документы в последний раз, перед оформлением новых или транзитных номеров. Кто держит ту самую вторую очередь в окошке номер 7.

Женщины начинают плакать. Потому, что им и обидно, и физически тяжело.

За окном – весна.

Мужики матерятся.

Бывшая белгородская радиожурналистка Саша,  живущая при муже в Москве, пытается связаться с популярной московской радиостанцией. Она дозванивается! Просит провозгласить SOS от имени всех терпящих бедствие в МОТОТРЭР. Радио отвечает пониманием, но сообщает, что отсюда SOS провозглашается почти каждый день. И даже были проверки всех мастей, включая депутатские. Но с этим "островом" пока поделать никто ничего не смог.

120-й доходит до капитана Куприна в 17 часов 14 минут.  В 17.18 капитан меня отпускает с миром и заветными бумажками.

Работа криминалиста и дальнейшая оплата квитанции в двух кварталах от ГАИ проходят за 31 минуту. Но попасть в 7-е окно уже не судьба: прошел 170-й,  я записался лишь 197-м., а ГАИ заканчивает работу в шесть вечера.

Объясняюсь с покупателями. Даю телефон, чтобы сделать звонок домашним и везу устраивать на ночь в гостиницу, предупреждая, что пить водку и ухаживать за девушками легкого поведения в Москве при деньгах опасно. Мне, кажется, верят…

День второй. Прокуроры уехали.
    
Утром второго дня я уже мудрее. Покупателей забираю в 7.30 утра и в восемь уже на месте. Записался 62-м. Потому что многие оказались умнее меня и приехали еще в 2 часа ночи. В большинстве из вчерашней очереди. Радиожурналистка Саша – 31-я. (приехала в 2.30). Программист - 65-й (прибыл в 8.05).

Вламываемся в дверь и быстро бежим к заветному окошку. На месте оперативно создаем комитет самообороны очереди, выставив на контроль списка  двух активных женщин лет 45, а по краям окошка под № 7 ставим двух ребят ростом под 2 метра  приличной весовой комплекции. У нас, кажется, порядок.

Свой черный квадрат (окно № 7 затянуто черной непрозрачной пленкой) открывает капитан лет 27-ми, еще не набравший должной гаишной комплекции. Начинает работу бодро, за 30 минут оформляя десять человек.  Потом окошко закрывается. Минут на 15. А затем из него начинают кому-то выдавать готовые документы.

- Спокойно, господа, - комментирует происходящее капитан. - У нас сегодня работают целых три секретарши, так что все будем делать быстро.

К концу первого часа, не смотря на заверения капитана, проходит только 12-й. А сегодня – короткий день, ГАИ работает до 14.00. Становится, мягко говоря, тревожно – впереди выходные. За это время мои "орловские", во-первых, проживут кучу денег в гостинице, во- вторых, могут заскучать и предаться столичным соблазнам.

Я вспоминаю, что еще вчера мне обещали сделать все быстро.

Звоню. Голос "с той стороны" бодрее. Говорит, что не надо мне было все это делать вчера – надо было ждать сегодня.

Я уверяю, что заплачу "за весь пакет".

Мне обещают перезвонить.

Перезванивают и говорят, что уже ничего сделать нельзя – я "засветился" в очереди. Придется идти со всеми.

Иду ко всем.

Обстановка у окна под номером 7 накалилась. Охрана комитета самообороны через каждые 20 минут бьет кого-то "шального", рискнувшего прорваться без очереди. При каждом избиении капитан из окошка угрожает: "Будете драться - вызову милицию!!!". Потом вспоминает, что в погонах, и поправляется: "Сейчас вызову ОМОН"!

Радиожурналистка Саша делится пережитым – ее очередь уже вот-вот.

- Не понимаю, зачем меня заставили ехать на осмотр автомобиля и сличали его номера – я здесь только меняю ПТС (паспорт транспортного средства), потому что сменила фамилию (транспортное средство осталось прежним). ПТС-то они выдавали!!!

Выясняется, что по той же причине здесь вторые сутки торчит еще как минимум с десяток женщин. (Весна пришла).

Ближе к двум часам к капитану с набором бумажек и паспортов в руках заметно активнее бегают служащие в ГАИ женщины. Капитан явно не справляется с потоком даже с помощью трех секретарш. Наша очередь буксует.

Столкновения сил самообороны с "несписочными" все чаще. 

В 13. 41 я, наконец, попадаю в открытый "черный квадрат". Сзади кто-то висит на спине, но морду решаю бить после сдачи документов. Капитан не спеша все берет. Пересматривает. И говорит: "У вас, мил человек, не хватает нотариально заверенной копии доверенности!". Я возражаю: "У вас оригинал и копия с него. Сверяйте, вы – власть". Отвечает стандартно: "Не положено, а власть у нас – в Кремле".

Принимаю решение сдать оригинал доверенности. Капитан неохотно, но соглашается под роспись. Роспись оставляю. Капитан меня отпускает.

13.44. Последним проходит 65-й. Мой новый друг-программист счастлив. Его "отпускает", и он думает о высоком.

- Вот что нужно власти, чтобы не раздражать народ? Ерунда, три составляющих. Чтобы народ был в меру сыт. Чтобы был в меру занят. И чтобы его сильно не доставала бюрократическая волокита. Пример – Запад. У них все в трех пунктах в порядке, поэтому им хорошо. У нас же последнее сейчас как раз и собирает недовольных в мелкие и большие группы. А это уже пусть маленькие, но силы "против"… 

Философ…

13.52.  Окно под номером 7 закрывается.

В 14.12. начинают отдавать документы. Зал пустеет, быстро превращаясь в музей черных квадратов. На окошке остается список очереди.

Модель, набросив модную весеннюю куртку, спешит навстречу послеполуденному солнцу и мальчику в сверкающей "бэхе". Капитан Куприн прогуливается по залу, разминает отекшие ноги  и шутит с оставшимися в ожидании бумаг. Душа-человек.

Майор исчез еще часа полтора назад.

Спустя час, после оформления справки-счета и отдачи денег, на "Мазде"-323 уезжают орловские покупатели.

Я, похоже, тоже счастлив. Хотя понять не могу, почему….

Комментарии
Прямой эфир