Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Россия и США: диалог национальных интересов

Президенту Бушу и его администрации остается еще около 22 месяцев руководить самой мощной страной мира. Немало американцев с нетерпением ждут, когда настанет их срок паковать чемоданы с личными вещами и передавать дела команде нового президента. В США даже появились специальные отрывные календари, отсчитывающие дни не до очередного Нового года, а до 20 января 2009 г., дня официального ухода Джорджа Буша в отставку. Такое впечатление, что, будь такая возможность, он сам с удовольствием сегодня же покинул бы Белый дом и уехал на техасское ранчо, оставив неимоверный бардак, который он сотворил внутри страны и за ее рубежами, своему преемнику. Размеры этого бардака сегодня трудно представить даже специалистам, иначе желающих сменить Буша в Овальном офисе было бы гораздо меньше. Более того, за оставшееся время его администрация может наломать еще немало дров, о чем свидетельствуют новые скандалы, потрясающие в последнее время американскую правящую элиту почти на еженедельной основе. Многие в политическом истеблишменте США заранее с сочувствием относятся к будущему президенту, понимая, что, вместо того чтобы реализовывать свою политическую программу, ему неизбежно придется разруливать проблемы, созданные предшественником. Полагают, что на это уйдет по крайней мере весь первый срок следующего, 44-го президента.
0
Президенту Бушу остается еще около 22 месяцев руководить самой мощной страной мира (фото: REUTERS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президенту Бушу и его администрации остается еще около 22 месяцев руководить самой мощной страной мира. Немало американцев с нетерпением ждут, когда настанет их срок паковать чемоданы с личными вещами и передавать дела команде нового президента. В США даже появились специальные отрывные календари, отсчитывающие дни не до очередного Нового года, а до 20 января 2009 г., дня официального ухода Джорджа Буша в отставку. Такое впечатление, что, будь такая возможность, он сам с удовольствием сегодня же покинул бы Белый дом и уехал на техасское ранчо, оставив неимоверный бардак, который он сотворил внутри страны и за ее рубежами, своему преемнику. Размеры этого бардака сегодня трудно представить даже специалистам, иначе желающих сменить Буша в Овальном офисе было бы гораздо меньше. Более того, за оставшееся время его администрация может наломать еще немало дров, о чем свидетельствуют новые скандалы, потрясающие в последнее время американскую правящую элиту почти на еженедельной основе.

Многие в политическом истеблишменте США заранее с сочувствием относятся к будущему президенту, понимая, что, вместо того чтобы реализовывать свою политическую программу, ему неизбежно придется разруливать проблемы, созданные предшественником. Полагают, что на это уйдет по крайней мере весь первый срок следующего, 44-го президента. Это позволяет уже сейчас другим мировым столицам, в том числе Москве, во многом предсказать, какова будет его реальная повестка дня, и заранее подготовить свою американскую политику.

Для Москвы в отношениях с США главными сегодня, на мой взгляд, являются три взаимосвязанные задачи. Первая заключается в том, чтобы до конца пребывания Джорджа Буша в Белом доме не допустить резкого ухудшения российско-американских отношений, как бы на это ни провоцировал Вашингтон или другие "доброжелатели". Более того, надо постараться найти пути их улучшения, стабилизации, наполнить позитивом. Нельзя допустить, чтобы следующий американский президент рассматривал двусторонние отношения, доставшиеся в наследство от дуэта Буша и Путина, как неприятную проблему. Ибо решать ее у него не будет ни времени, ни возможности, ни желания, ни большой необходимости.

Во-вторых, важно начать активную работу с наиболее вероятными преемниками Джорджа Буша, их внешнеполитическими командами и национальной прессой. Нельзя чтобы Россия, ее проблемы и политика стали заложником внутриамериканских  разборок, как это случалось в прошлом. Но было бы еще большей ошибкой занять пассивную позицию в период предвыборной борьбы в США, не попытаться сформировать в широком общественном мнении и в умах истеблишмента Америки понимание ценности и эффективности ее сотрудничества с Москвой по целому ряду жизненно важных для США вопросов. Нельзя, как это часто делают в Москве, исходить из того, что, мол, Америка нам не нужна, а Россия ей необходима, поэтому наше дело сидеть и ждать, когда они к нам придут и попросят помочь. Могут, как показывает прошлое, не прийти, а если и придут, то будут уже не просить, а требовать и выкручивать руки.

В ближайшие полтора года самое время Москве продемонстрировать добрую волю, возможности и потенциал и попытаться переломить антироссийскую тенденцию, которая сформировалась в СМИ США, - высокопрофессионально, с пониманием американского менталитета, политической культуры и ситуации в стране и мире. Кто бы ни пришел к власти в США, нельзя, чтобы Россия изначально была для них неизвестной, негативной, недружественной, агрессивной величиной. Это в стратегических интересах Москвы, и никто, кроме нее самой, эту задачу решать не будет.

В-третьих, Москве желательно в оставшееся до американских выборов время выработать основные принципы, цели и содержание своей политики в отношении США. Не повторить ошибки прошлых лет, когда повестка дня двусторонних отношений формировалась в значительной степени Вашингтоном и в режиме импровизации и тактического реагирования на ситуацию в мире с позиций американских интересов. Следующему президенту США будет не до России. Отчасти это неплохо, однако может привести к тому, что Вашингтон начнет игнорировать российские интересы еще больше, чем сегодня. Мне кажется, у России есть шанс стать не ведомой, а ведущей страной в формировании двусторонней повестки дня.

Делать это надо продуманно, без излишнего оптимизма и надежд. Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Владимир Путин начинали как проамериканские политики, но к концу своего срока были разочарованы, обыграны или просто обмануты заокеанскими партнерами. В результате все они оказывались в оппозиции к политике Вашингтона. Может быть, настало время изменить тенденцию, и следующему российскому президенту начать с демонстрации откровенного скептицизма и недоверия к Америке, показывая, однако, при этом дружелюбие и готовность к равноправному сотрудничеству?

Но действовать нужно, базируясь на четком понимании российских национальных интересов. Москве ничего не надо делать для США или ради США. Все равно это оценено не будет. Лучше всего Америка понимает язык национальных интересов, это основа ее собственной политической культуры. США никогда не делают в своей международной политике ничего, что противоречит их национальным интересам. Ни ради России, ни ради Украины или Грузии. Как бы ни расходились сегодня национальные интересы США с российскими интересами, только на их основе возможен равноправный диалог, взаимоуважение и признание истеблишмента. Если американцы увидят, как это бывало в прошлом, что вместо элиты национальных интересов они имеют дело в России с борьбой коррумпированных групп специальных интересов, разного рода "семей" и кланов, у них опять появится искушение извлечь из этого одностороннюю пользу.

В отношениях с США Россия должна исходить лишь из своих стратегических национальных интересов. Именно это так эмоционально недавно объяснял в Мюнхене Владимир Путин. Мне кажется, то был правильный и своевременный сигнал. Но услышал ли его Белый дом, увлеченный, как обычно, своими внутренними разборками? Почти нет. В следующие полтора года России надо серьезно подготовиться к работе с новой администрацией США исходя из принципов, изложенных Путиным в Мюнхене. Тогда его преемнику будет гораздо проще вести равноправный и конструктивный диалог с его американским партнером, а двусторонние отношения не будут напоминать аттракцион, почему-то называемый в России "американскими горками".

Комментарии
Прямой эфир