Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Актер Юрий Стоянов: "Весной обостряется борьба за правила дорожного движения"

В прошлую пятницу депутаты Государственной думы приняли в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают почти десятикратное увеличение штрафов за нарушение ПДД. Так что прошедшую неделю автомобилисты страны нервно обсуждали (и осуждают) нависшую над ними угрозу. К дискуссии присоединился и актер Юрий Стоянов, автомобилист с тридцатилетним стажем.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прошлую пятницу депутаты Государственной думы приняли в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают почти десятикратное увеличение штрафов за нарушение ПДД. Так что прошедшую неделю автомобилисты страны нервно обсуждали (и осуждают) нависшую над ними угрозу. К дискуссии присоединился и актер Юрий Стоянов, автомобилист с тридцатилетним стажем.

"Наша Государственная дума, как все люди с неустоявшейся нервной системой, пару раз в году вдруг становится одержима какой-то идеей. Обычно это случается осенью и весной: именно в это время на российских депутатов накатывает забота о людях, а чело бороздит забота о населении. В результате постоянно принимается какое-то идиотство - как будто люди живут в какой-то другой стране. Так случилось и с новыми поправками.

Да, я согласен, что штрафы в 50 и 100 рублей - это не штрафы. Но как вы объясните пенсионеру, да любому человеку с обычной российской зарплатой, что платить штрафы он должен будет по европейским расценкам?

Еще меня очень интересует постоянное присутствие в новом кодексе слова "или".

Например, штраф в 5 тысяч рублей или лишение прав на два года. Объясните: для чего существует эта "вилка"? Конечно, мне тут же могут ответить: мол, чтобы понять - первое ли это нарушение, какова вообще история вождения у этого человека. Да, звучит красиво, но на самом деле мы все хорошо понимаем, что "вилка" - это возможность коррупции. Моментально.

Кто решает, каково должно быть наказание? Инспектор? Судья? Почему нельзя четко прописать: "если это первое нарушение..." - без всяких там "или". Ведь если я знаю, что есть такая огромная "вилка", я буду всегда пытаться решить этот вопрос на месте с инспектором.

Знаете, что напоминает все это мне? У меня есть маленький водный мотоцикл. А Государственная дума приняла тут у нас указ о налогах, и, как обычно, что-то они там не предусмотрели. Короче, когда мне пришло уведомление, что я должен заплатить налог в 52 тысячи рублей, у меня волосы встали дыбом. Потому что мой мотоцикл, с учетом амортизации за шесть лет, примерно столько и стоит.

Начинаю выяснять: оказывается, мой мотоцикл подпадает под определение "маломерные суда и яхты" - с вилкой от 6 тысяч до миллиона долларов. И получается, что плачу я такой же налог, как олигархи за свои яхты. Вот и с этими штрафами та же ситуация.

Во всем мире самым эффективным средством воздействия на водителя является повышение цены страховки. Я всегда недоумевал: почему в Америке так боятся нарушить ПДД? И мне объяснили: они не боятся конкретного штрафа или бумажки под дворником. Они боятся, что эта бумажка моментально срикошетит в конце года по следующей страховке - стоимость ее вырастет в разы. Может, стоит посмотреть и на такой зарубежный опыт?

Кстати, хочу сказать несколько слов в защиту наших рядовых гаишников, на которых сейчас обрушилось столько гневных слов. Потому что я самый толерантный по отношению к ним человек. Дело не в том, что я так их люблю, а в том, что понимаю: таких норм, как в нашем ГАИ, не существует нигде в мире. Человек, который стоит на загазованной дороге, грязный, холодный и мокрый, в течение 4-6 часов ежедневно, уже через несколько лет превращается в развалину. Они же вообще все инвалиды: такого количества заболеваний нет ни у кого. Именно поэтому лично я никогда не говорил, что главная беда - это гаишник, стоящий на дороге и собирающий деньги. Нет, это так - цепочка, ржавое звено в цепи.

Решать проблему надо комплексно. А не так - сегодня подняли штрафы, завтра решили вспомнить о дорожном покрытии, еще через год озаботились работой светофоров. Одними фискальными мерами тут ничего не решить.

Риторический вопрос напоследок: услышат ли меня в Государственной думе?"

* * *

Не оскудеет рука ГИБДДающего

Грядущее многократное увеличение штрафов за нарушения дорожного движения (прежде всего - за езду в нетрезвом виде) пока что не вызывает в обществе прилива энтузиазма. Главная причина- уверенность подавляющего большинства граждан, что откупиться сегодня можно от любого прегрешения.

По данным "Левада-Центра", из 14% россиян, нашедших в себе силы признать, что сотрудник ГИБДД остановил их за дело, больше половины (8%) утверждают, что легко "решили вопрос" с помощью взятки. Причем нельзя сказать, что общество это практику не приемлет. Как раз наоборот.

Большинство россиян (55% - данные Фонда "Общественное мнение") не осуждают людей, дающих гаишникам взятки, что говорит прежде всего о том, что бытовая коррупция стала для нас привычной и почти общепринятой формой поведения. Равно как и вольное отношение к закону: среди тех, кто водит машину регулярно, часто пренебрегают правилами 12% респондентов, делают это время от времени почти две трети (64%), никогда - лишь 22%.

Комментарии
Прямой эфир