Перемыть гости
Как уже писали "Известия", в конце прошлого года был принят ряд законодательных норм, которые, в частности, существенно изменили порядок регистрации иностранных граждан в России и ограничили права нелегальных мигрантов на рыночную торговлю. Так, с 15 января их число не должно было превышать 40% от общего числа торгующих граждан, а с 1 апреля ни один негражданин РФ не имеет права вставать за прилавок рынка. До дня "Х" осталось менее недели, однако ситуация на красноярских "базарах" изменилась мало.
Изменения в законодательстве преследовали благую цель: максимально легализовать присутствие иностранных граждан в России. Для Красноярского края эта проблема особенно актуальна: по объему миграции регион занимает лидирующее место в СФО. По данным Федеральной миграционной службы, в 2006 году на территории края нелегально проживало около 50 тыс. иностранцев, из-за чего краевой бюджет потерял около 100 млн руб.
Однако итоги первых месяцев исполнения новых законодательных норм в Красноярье показывают: с наскока, одним взмахом проблему не решить.
Сегодня из положительных результатов нововведения можно отметить лишь один — за два первых месяца этого года в крае легализовалось более 15 тыс. иностранцев. Это в три раза больше, чем за весь прошлый год.
Но на этой цифре положительные сдвиги, пожалуй, и заканчиваются.
Как и прежде, почти ежедневные рейды местных и федеральных контролирующих органов выявляют на 129 рынках краевого центра десятки и сотни гастарбайтеров. Даже в небольшом городе Боготоле в отдельные рейды задерживалось одновременно до 53 рыночных нелегалов. Управление Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю (УФМС) признает, что, например, на красноярском рынке "Восточный" число закордонных торговцев достигало 80%.
По мнению рядовых продавцов, нововведение не улучшило, а только ухудшило позицию русскоязычных предпринимателей.
— Новые законы вызвали ажиотажный спрос на дешевые китайские товары, — рассказывает частный предприниматель рынка "Восточный" Галина Степашкина. — Покупатели опасаются, что вскоре они исчезнут. Поэтому возле прилавков иностранцев — оживление, а у нас объемы продаж упали.
— УФМС была проведена достаточно широкая разъяснительная работа. Многие руководители рынков приняли ее к сведению и наводят порядок на своих торговых объектах. Мы полагаем, что число мигрантов не стало больше. Приезжают столько же, сколько и в прошлом году. Но количество нелегальных мигрантов снижается, — считает и. о. заместителя начальника УФМС Людмила Григорьева.
Тем не менее приходится констатировать, что исполнители оказались организационно не готовы к реализации нововведения. Наглядным примером тому могут послужить хотя бы массовые беспорядки, зафиксированные в конце января у здания УФМС в Красноярске. Учреждение, не отличавшееся в прошлые годы аншлагом посетителей, было буквально осаждено сотнями мигрантов, желающих зарегистрироваться. Табличка на дверях управления гласила, что прием граждан ведется менее 4 часов всего в двух кабинетах четыре раза в неделю. Гастарбайтеры приезжали к заветному крыльцу в 6 часов утра и по нескольку дней не могли не только зарегистрироваться, но и даже занять очередь. Чиновники утверждали, что число сотрудников, занятых регистрацией, увеличено с 3 до 9 человек, однако счастливчики, прорвавшиеся в здание через дополнительный наряд милиции, утверждали, что прием по-прежнему ведет всего три представителя власти.
— У нас сложилась достаточно критическая ситуация. Были зафиксированы драки в очередях. И двери сломали, — рассказала Людмила Григорьева.
Слабо меняется картина и в местах компактного проживания нелегалов.
— Во время проверок мы обнаруживаем, что в одной комнате, в которой зарегистрирован один проживающий, лежат штабелями по 7–8 человек, — рассказывает Татьяна Дидковская, начальник правового отдела управляющей жилищно-коммунальной компании Ленинского района Красноярска.
27 марта, за 5 дней до требуемого полного исчезновения иностранцев с красноярских рынков, слабо верится, что это произойдет. И виноваты в этом будут не только сами мигранты, а государство, опять не сумевшее создать условия для реализации принятых им же законодательных инноваций.