Увечный огонь
26 марта в Пермском краевом суде был оглашен оправдательный приговор по делу об убийстве с особой жестокостью. Это случилось после того, как накануне в пятницу коллегия присяжных заседателей оправдала генерального директора частного охранного предприятия (ЧОП) “Дон” Олега Кондырева. 43-летнего подсудимого, обвиняемого в умышленном сожжении человека и уничтожении его дачи, немедленно освободили из-под стражи.
О том, что мнения присяжных в совещательной комнате разошлись, стало ясно полседьмого вечера. Коллегия заседала более трех часов кряду – значит, 12 народных представителей в этот отведенный законом срок не достигли единодушия. И вопрос о виновности или невиновности должен решиться голосованием. Действительно, спустя час старшина провозгласил вердикт. Голоса присяжных разделились поровну: 6 ответили “Да, виновен”, 6 сказали “Нет, не виновен”. По закону при таком исходе принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ, то есть подсудимый подлежит оправданию.
Генеральный директор ЧОП “Дон” Кондырев был задержан 25 августа прошлого года и почти семь месяцев провел за решеткой. По версии прокуратуры Свердловского района Перми, днем 24 августа отец Кондырева обнаружил взломанной дверь на своей даче в садоводческом кооперативе “Лесная поляна” возле поселка Новые Ляды. Из дома пропали сковородка, жаровня и две электрические переноски, из бани исчезли два бака. Вечером сюда приехал на служебной машине сын Олег. Забежав в соседний дом, он облил бензином из взятой с собой канистры 42-летнего Дмитрия Ризова и поджег брошенной зажигалкой – полагают в прокуратуре.
Главной уликой следствие сочло слова потерпевшего, который, несмотря на ожоги 80 процентов тела, сумел выбежать из пылающей дачи. Изувеченный огнем человек успел сообщить соседям и медикам “скорой помощи”, что Кондырев обвинил его в поломке двери на отцовской даче и поджег. Затем Ризов потерял сознание, а через пять дней умер в больнице. При задержании Кондырев попросил поселковых милиционеров не трогать отца и добровольно сознался в совершении преступления. Однако взятые тогда объяснения с собственноручной подписью подозреваемого таинственным образом исчезли. В материалах уголовного дела того признания не оказалось.
На обличительные показания милиционеров, допрошенных в суде, подсудимый ответил встречными обвинениями в применении ими недозволенных методов. Адвокат Исаак Гройсберг обратил внимание на множество недочетов, допущенных при расследовании. К примеру, первый осмотр пепелища одним следователем продолжался всего 15 минут и был явно неполным. Повторный осмотр вторым следователем длился чуть больше – целых 20 минут. По мнению защиты, вызывают сомнения и другие предложенные суду доказательства.
Выступая перед присяжными заседателями, Кондырев заявил о полной непричастности к трагедии в “Лесной поляне” и сравнил выдвинутое обвинение со “сценарием голливудского фильма”. По его словам, делить с погибшим соседом было нечего. Но “прокуратуре надо посадить” того, кто уже упрятан за решетку. Вскоре после своей взволнованной речи подсудимый пожаловался на плохое самочувствие и попросил суд сделать перерыв.
Адвокат Яков Лемкин, представляющий интересы семьи потерпевшего, на следующий день бросил реплику: получается, не погибни Ризов, сейчас надо было бы судить его, жертву преступления, – за последние предсмертные слова. “Обгоревший человек при таких муках не может никого оговорить”, - уверял в суде и отец погибшего. Его тоже зовут Дмитрий Ризов, он писатель, возглавляет Пермское отделение Союза писателей России и воспитывает ставшую круглой сиротой 12-летнюю внучку... Как бы там ни было, половина присяжных сделала выбор в пользу подсудимого. Согласно вердикту, признано недоказанным совершение поджога Кондыревым. Теперь в дело может вмешаться только Верховный суд РФ.
Ранее Москва не раз отменяла приговоры, вынесенные в Перми на основании оправдательных вердиктов. Так было в 2004 году после оправдания столяра из поселка Кукуштан Андрея Шалагина, обвиненного в убийстве с особой жестокостью четырех человек. Так было и в 2006-м, когда за совершение пяти изнасилований малолетней девочки остался безнаказанным водитель из Соликамска Андрей Самохин. Впоследствии областной суд приговорил Шалагина к пожизненному заключению. А вот Самохин предпочел не дожидаться повторных слушаний, скрылся от правосудия - сейчас объявлен в розыск. Наверняка получит продолжение история и о том, как человека решили сжечь со света.