Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Забайкалье пять человек отравились готовыми блинами
Политика
Путин провел встречу с Назарбаевым в Ново-Огарево
Армия
Минобороны сообщило о 37 уничтоженных украинских БПЛА над регионами России
Армия
Российские военные поразили три склада с дронами ВСУ в зоне спецоперации
Общество
На трассе М-4 полностью перекрыли движение в сторону Москвы из-за ДТП
Армия
Экипаж Ка-52М уничтожил живую силу и опорный пункт ВСУ в курском приграничье
Общество
Раису Максимову похоронили на Троекуровском кладбище в Москве
Происшествия
Два человека пострадали при атаке дрона ВСУ на служебный автобус в Горловке
Мир
Президент Южной Кореи пообещал не сдаваться после объявления ему импичмента
Экономика
Путин указал на рост экономики России на фоне беспрецедентных санкций
Мир
Кир Стармер призвал страны G7 усилить давление на Россию
Мир
Президентом Грузии избран Кавелашвили
Происшествия
Трое детей погибли при пожаре в Калужской области
Общество
Путин предложил расширить программу «Время героев»
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть дронов ВСУ над Белгородской и Курской областями
Экономика
Правительство утвердило дополнительные надбавки к зарплате на Крайнем Севере
Мир
Италия предоставила гражданство президенту Аргентины Милею
Политика
В ГД собираются внести законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Председатель петербургской Комиссии по помилованию Алексей Козырев: "За решеткой тоже люди"

Уже пять лет, как в Петербурге работает комиссия по помилованию. В ней — известные ученые, юристы, журналисты, актеры. Все пять лет комиссию по помилованию возглавляет писатель и сценарист Алексей Козырев. Он рассказал обозревателю "Известий" Олегу Рогозину, почему и как милуют — и не милуют — людей, сидящих в тюрьмах города.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уже пять лет, как в Петербурге работает комиссия по помилованию. В ней — известные ученые, юристы, журналисты, актеры. Все пять лет комиссию по помилованию возглавляет писатель и сценарист Алексей Козырев. Он рассказал обозревателю "Известий" Олегу Рогозину, почему и как милуют — и не милуют — людей, сидящих в тюрьмах города.

вопрос: Многие вспоминают общероссийскую комиссию по помилованию во главе с писателем Анатолием Приставкиным.

ответ: Ее так и называли — "приставкинская". Он очень переживал, когда его комиссию закрывали. Но количество рассматриваемых дел переросло всякое мыслимое количество. Дошло до того, что на рассмотрение прошения отводилось по несколько минут, в подготовке решения стал довлеть аппарат. Поэтому в начале 2002-го было сформировано 89 комиссий — в каждом регионе страны.

в: Решение комиссии утверждает президент России?

о: Именно так, поскольку только ему принадлежит право на помилование. Прошение осужденного вместе с нашим решением и ходатайством губернатора поступает на подпись президента. Замечу, в этом уникальность. Обращение обычного жителя до президента скорее всего не дойдет, с ним будет работать аппарат. А прошение преступника обязательно попадет на стол первого лица страны, он должен его рассмотреть — отказать или удовлетворить просьбу о помиловании.

в: И сколько обитателей петербургских тюрем было помиловано благодаря работе вашей комиссии?

о: За пять лет мы рассмотрели около 170 прошений, и четверть из них получили положительное заключение. Принимаем решение в течение 30 дней, затем направляем в Москву. А вот там начинаются проблемы. Прежде, чем оно попадает на рассмотрение президента, аппарат готовит справку: с нашим отрицательным заключением в Москве соглашаются сразу, с положительными — редко. Да и президент подписывает прошения не чаще, чем раз в полгода. Понять это можно, Но ведь за это время человек может измениться, совершить какой-то новый проступок. В конце концов умереть… И все же прошения о помиловании девяти человек были удовлетворены и вступили в силу.

в: От одного из членов комиссии я слышал, что обращаются к вам люди страшные, которым "сидеть бы и сидеть". В вашем коллективе есть, условно говоря, свои "ястребы" и "голуби"?

о: Конечно, есть люди с более жесткими требованиями, чаще всего те, кто с юридическим образованием. Например, депутат ЗакСа Владимир Еременко или профессор Университета Александр Бойцов. Более мягкую позицию занимают представители гуманных профессий, например, врачи — Людмила Шостак, профессор медицины Семен Симбирцев… И это нормально. Часто для получения более полного представления о человеке мы выезжаем в тюрьму, чтобы лично встретиться с просителем.

в: Какие случаи вам особенно запомнились?

о: Однажды по нашей рекомендации был сокращен срок молодому человеку — за два месяца до его перехода из колонии во взрослую тюрьму. Ребят, приходящих из колонии, могут на зоне "сломать". И чем лучше парень, тем жестче к нему отношение. Так что, может быть, мы спасли человека. Запомнился еще один случай. Позвонила женщина, помилованная по нашей рекомендации. Она сказала, что почти не надеялась. И призналась, что это решение перевернуло ее отношение: если бы прошение не удовлетворили, то она могла бы вернуться к преступной жизни, а теперь, мол, никогда. Видите, и такое бывает.

в: А ваше отношение к жизни работа в комиссии как-то изменила?

о: Это как у врачей: в рассматриваемых делах много крови, грязи. Приходится привыкать. И тяжело дается первое решение: ночами не спишь, думаешь, взвешиваешь. Ведь решается судьба человека. Главный вывод: за решеткой тоже люди живут, люди, не потерянные для общества. У меня выходит вторая книга, написанная по впечатлениям от дел, рассмотренных комиссией. В Тобольске идет спектакль по моей пьесе под названием "Не жалею, не зову, не плачу". След в душе от обращения в комиссию остается у каждого — и просителя, и члена комиссии.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Фильм с рабочим названием "Казнить нельзя помиловать" снимается сейчас по сценарию Алексея Козырева. Он же вместе с Михаилом Апарцевым является режиссером, оператор — Александр Добрияник. В главных ролях — актеры Андрей Толубеев, Анастасия Меньшикова, Сергей Бехтерев, 15-летний актер из Тобольска Павел Трофимов. В сюжете использован фактический материал из дел, рассмотренных комиссией по помилованию. Съемки максимально приближены к жизни: два дня назад они проходили на территории колпинской колонии для несовершеннолетних, там снимался эпизод с концертом тюремной самодеятельности. В фильме участвуют и те, кто особенно хорошо знаком с материалом, — сами заключенные.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир