Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пассажиры Ту-134 спасали себя сами

Обломки Ту-134, рухнувшего на землю в субботу в самарском аэропорту, должны убрать со взлетной полосы. Они будут храниться в ангаре столько, сколько будет нужно для работы экспертов. Тем временем администрация Самарской области выразила намерение представить к награде пассажиров, которые еще до прибытия спасателей спокойно помогли организовать эвакуацию из горящего лайнера. - Минут двадцать мы были предоставлены сами себе, - вспоминает Андрей Беглица, летевший из Сургута в Белгород. - Многие, не дожидаясь помощи, начали действовать сами. Мы и вход запасной открыли сами, потом людей вытаскивали. Даже сами начали тушить пожар. Знаю, что среди спасающих был парень - Виталий Лысак, он не боялся вытаскивать людей прямо из-под обломков. Как выяснилось, Виталий Лысак, инспектор МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу, летел в отпуск к родным на Украину. После падения он начал первым вытаскивать женщин из-под кресел. Затем, добившись от стюардессы, где лежит нож, начал перерезать мужчинам ремни безопасности. Когда подъехали спасатели, Виталий присоединился к ним и продолжал вытаскивать раненых до последнего. 16-летний Алексей Глазычев с 4-летним братом Сергеем летел из Сургута в Белгород в гости к бабушке. Маленький Сережа до этого не летал на самолете. - Самолет бросало со страшной силой, удары были сильнейшие, тряска, - вспоминает Глазычев-старший. - Первое, что я сделал, - схватил Сережку на руки и побежал к выходу. А в это время в салоне отваливались куски, люди кричали.
0
Еще 23 пассажира рейса Сургут-Самара остаются в больницах (фото: РИА НОВОСТИ)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во вторник обломки Ту-134, рухнувшего на землю в субботу в самарском аэропорту, должны убрать со взлетной полосы. Они будут храниться в ангаре столько, сколько будет нужно для работы экспертов. Тем временем администрация Самарской области выразила намерение представить к награде пассажиров, которые еще до прибытия спасателей спокойно помогли организовать эвакуацию из горящего лайнера.

Жертв авиакатастрофы в Самаре, в которой погибло 6 человек, могло быть значительно больше, если бы сами пассажиры не организовали эвакуацию в первые же минуты.

- Минут двадцать мы были предоставлены сами себе, - вспоминает Андрей Беглица, летевший из Сургута в Белгород. - Многие, не дожидаясь помощи, начали действовать сами. Мы и вход запасной открыли сами, потом людей вытаскивали. Даже сами начали тушить пожар. Знаю, что среди спасающих был парень - Виталий Лысак, он не боялся вытаскивать людей прямо из-под обломков.

Как выяснилось, Виталий Лысак, инспектор МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу, летел в отпуск к родным на Украину. После падения он начал первым вытаскивать женщин из-под кресел. Затем, добившись от стюардессы, где лежит нож, начал перерезать мужчинам ремни безопасности. Когда подъехали спасатели, Виталий присоединился к ним и продолжал вытаскивать раненых до последнего.

16-летний Алексей Глазычев с 4-летним братом Сергеем летел из Сургута в Белгород в гости к бабушке. Родители ребят не сопровождали, их должны были встретить в аэропорту. Маленький Сережа до этого не летал на самолете.

- Самолет бросало со страшной силой, удары были сильнейшие, тряска, - вспоминает Глазычев-старший. - Первое, что я сделал, - схватил Сережку на руки и побежал к выходу. А в это время в салоне отваливались куски, люди кричали. Потом сильно тряхнуло и на нас сверху посыпались чьи-то вещи - сумки огромные, тяжелые - и завалили. Я Сережку собой накрыл, думаю, если что, хоть он спасется.

Но обошлось. Мы потом выкарабкались... Обоих братьев госпитализировали в больницу им. Пирогова - не с травмами, а с нервным шоком. Младший, Сергей, то и дело повторяет брату: "Серёж, мы ведь больше никогда-никогда на самолете не полетим. Обещаешь?"

Узнав о том, что происходило в аэропорту, администрация Самарской области вышла с инициативой представить некоторых пассажиров злополучного рейса к государственным наградам.

- Знаете, как бывает? Вот человек только шкуру свою спасает и, полный сил, забывает, что рядом люди, у которых сломана рука, нога, - заявил в понедельник "Известиям" губернатор Константин Титов. - Но здесь такого не было. Возьмите хотя бы этих мальчишек - одному 4 года, другому 16 лет. Старшего мы представим к награде. Потому что, если бы не он, его братика не было бы в живых. Когда машина падает, малыши вылетают из кресел, а этот парень накрыл его своим телом, проявив находчивость. До последнего помогали стюард и стюардесса. Они были серьезно ранены, находились в состоянии шока, но работали вместе со спасателями. Именно потому, что на нашем аэродроме были такие люди, комиссия посчитала, что их нужно представить к государственным наградам.

Между тем в понедельник из больниц выписались 6 человек, на лечении остается 23 пассажира. Как сообщили "Известиям" в Межгосударственном авиационном комитете, на расшифровку самописцев потребуется несколько дней, а предварительных результатов расследования можно ожидать через месяц. Большинство специалистов сходятся на том, что скорее всего в катастрофе виноваты пилоты. Впрочем, возможно, виноваты и диспетчеры. Пассажиры во время эвакуации видели, как командир воздушного судна Олег Зубков, держась за голову, повторял:

- Они мне об этом ничего не сказали...

Герои-спасатели

В конце прошлого года госнаграды получили участники операции по спасению людей из аэробуса А-310, разбившегося в аэропорту Иркутска 9 июля. Орден Мужества вручили матери бортпроводника Андрея Данилова. Медалью "За отвагу" были отмечены старшие бортпроводники Ольга Дмитриенко, Татьяна Егорова, пассажир Владимир Данилов и бортпроводник Виктория Зильберштейн. В конце 2003 года при посадке в Ухтомске у Ан-24 "Нижегородских авиалиний" заклинило одно из четырех шасси самолета. Экипаж сумел посадить борт на боковое и переднее шасси, не повредив машину. Подобного в гражданской авиации никогда не было. Командир Ан-24 Виктор Колеватов и замкомандира эскадрильи Виктор Бухнин награждены орденами Мужества, штурман Эдуард Евтюхин, второй пилот Илья Емельянов, бортмеханик Сергей Зыбин и бортпроводник Светлана Носова - медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Представленный к награде капитан Лысак:
"Я не думал, взорвется ли самолет. Надо было людям помогать"

В понедельник грузовой Ан-26 доставил в Белгород тела двух пассажирок, погибших в Самаре. Этим же рейсом прилетел молодой мужчина в светлой куртке, которого никто в Белгороде не встречал. Он выходил из самолета и плакал. Этим человеком был Виталий Лысак, о котором в Самаре до сих пор говорят как о героическом парне.

Виктор Филиппов (Белгород)

- Понимаете, решил проверить свой характер: смогу ли после всего случившегося летать. Но я же не думал, что повезут с гробами, думал - будет обычный пассажирский рейс, - смущенно пояснил он свое состояние корреспонденту "Известий".

Лысаку 27 лет, служит в звании капитана инспектором пожарной охраны МЧС города Тарко-Сале - это в Ямало-Ненецком округе. 17 марта Виталий летел из Сургута на Ту-134 рейсом № 471.

- У меня отпуск, решил на пару недель выбраться на Украину - в Полтаве две бабушки, брат и сестра живут. Планировал долететь до Белгорода, а дальше - поездом...

Весь полет от Сургута до Самары Виталий читал свежий номер автомобильного журнала. Он сидел справа по ходу самолета, в кресле 4В, у окна. Вдруг самолет начало трясти, он резко пошел вверх, потом - вниз, содрогнулся от сильного удара, и его начало мотать.

- Я схватился за кресло и мельком увидел в окно, что мы уже на земле, - вспоминает Виталий. - Потом - удар, видимо, крылом зацепился, и все полетели, закричали, я сгруппировался, меня мотало на ремне: то отрывало от кресла, то вжимало обратно... На мгновение глаза открыл - а сзади меня, справа, обшивка рвется. Ждал, что будет...

Когда самолет, или, вернее, то, что от него осталось, замер, Виталий обнаружил, что висит на ремне параллельно земле. Отстегнулся, встал на ноги и обнаружил, что одна нога босая - потерялась туфля.

- Тут женщина из-под кресла кричит: помогите! - продолжает он рассказ. - Я кресло вырвал, вытащил ее. И другую женщину тоже. Потом помог двум девушкам выбраться из-под обломков: они летели рядом со мной слева через проход. Еще одну вытащил из-под кресел. Смотрю, выползает из обломков малыш лет пяти, я и ему помог. Потом с каким-то мужчиной вытащили женщину - она не могла двигаться, наверное, сломан позвоночник. Все выбирались из самолета через разрыв в обшивке за моим креслом...

Виталий считает, что ему очень повезло:

-  Разорвало самолет сзади меня на соседнем ряду, там две женщины сидели, так их тела вместе с сиденьями нашли метрах в 150 от самолета. Их выбросило. А меня кресло удержало. Чудом выжил.

Потом Виталий услышал крик стюардессы: быстро убегайте, может произойти взрыв! Он остался в самолете, пытаясь освободить стюардессу - ей придавило ноги - и двух зажатых креслами мужчин.

- Я не думал: взорвется там, не взорвется... Надо было людям помогать.

Потом приехали пожарные, и Виталий вместе с ними освободил стюардессу: пришлось разломать двери и кресла. Бегал босиком, выбрасывал из самолета одежду: "Люди же были раздетые, а на улице холодно".

Когда примчались спасатели, Виталий ушел в стоявший на взлетной полосе автобус, куда собирали пассажиров разбившегося лайнера, и оттуда позвонил отцу и жене Олесе: "Чтоб они знали, что со мной все в порядке, до того, как увидят нас по телевизору". Сутки Виталий провел в самарской больнице им. Калинина. Еще одну ночь провел в аэропортовской гостинице, ожидая самолета на Белгород.

- Я все-таки решил навестить полтавских бабушек. А то большую часть отпуска пришлось подрабатывать. Платят-то нам не очень, а у меня жена и двое ребятишек: Тимошка и Настя.

Из Белгорода на маршрутке Виталий Лысак уехал в Харьков, потому что, по его словам, "оттуда до Полтавы, где меня ждут, рукой подать".

Результаты других опросов смотрите здесь и здесь

Комментарии
Прямой эфир