Писатель Алексей Иванов: "Не думайте, что я - бородатый краевед"
Одним из гостей Х книжной ярмарки "Книги России", проходящей в Москве в ВВЦ, стал Алексей Иванов. Автор бестселлеров "Географ глобус пропил", "Сердце Пармы", "Золото бунта" приехал из Перми на презентацию своей новой книги "Message: Чусовая" (изд-во "Азбука"). Несмотря на популярность, писатель принципиально не желает переселяться в столицу, так что каждый его приезд вызывает ажиотаж.
Иванов приехал в Москву в среду в 10 утра. Расписание оказалось настолько плотным, что он не успел даже заехать в гостиницу оставить вещи. Однако время на беседу с обозревателем "Недели" Софьей Широковой о новой книге он нашел...
Телеграмма в десять слов
вопрос: Название "Message: Чусовая" - дань моде?
ответ: И да и нет. Я не могу найти слова, которое было бы абсолютным эквивалентом английскому message. Слово "послание" включает в себя несколько иные смыслы. Message более конкретен.
Кроме того, названием мне бы хотелось дать читателю понять, что эта книга современная, написанная сейчас и для нашего времени, а вовсе не опус бородатого краеведа, который всю жизнь просидел в своей деревне, ходил в лаптях собирать грибы.
в: Вашу книгу можно назвать прикладной? Человек, прочтя ее, может поехать сплавляться по Чусовой?
о: Он должен ее прочесть, но сплавляться по Чусовой она ему не поможет. Это не путеводитель, это книга о реке. "Собор Парижской Богоматери" - это же не искусствоведческое исследование, хотя это не очень корректный пример.
Почему на Чусовой жизнь глохнет
в: Чусовая в масштабах страны - это что?
о: Способ взглянуть на Россию и российскую историю с нетрадиционной стороны, то есть взглядом не москвича, не жителя центрального региона, но и не жителя глухой провинции, а такой нормальной трудовой глубинной России, которая не оторвана от стратегического направления развития страны, но в то же время полностью в него не входит.
По ней я понял, что есть книги, которые ты написал и оставил, а есть книги, которые ты пишешь всю жизнь. Тот материал по Чусовой, который я сейчас мог бы издать, значительно больше того, что вышло. За те полгода, что прошли с момента написания книги, я добыл еще кучу материала, но по производственным причинам вставить его уже нельзя.
в: А использовать его для художественной книги вы не можете?
о: Мне не нравится, когда меня воспринимают как краеведческого писателя. Я считаю, что все, что я хотел сказать про Чусовую в художественной форме, я сказал. Этого достаточно.
в: Можно сказать, что "Message: Чусовая" - монография об истории конкретного места?
о: Это, конечно, труд монографический, но подобная тема не могла лечь в основу монографии. Это тема ментальная, а не научная - тема послания. Сверхидея книги - представить реку как некий текст, протяженный во времени и пространстве, который написан уже кем-то до нас, который мы читаем сейчас, и мы же дописываем. В моей книге есть определенное целеполагание. Я не только разбираю смыслы, но и как-то ориентирую их в развитии.
Скажем, на протяжении всей своей истории Чусовая была дорогой - по ней шли булгарские купцы, местные жители ходили с одной стороны хребта на другую, по этой дороге шел Ермак, пролегал государев тракт в Сибирь, плыли железные караваны, в советское время проходил всесоюзный лодочный маршрут. А нынешний упадок жизни на Чусовой объясняется не тем, что деревни захирели, на заводах устаревшее оборудование, а полезные ископаемые закончились.
Одна из сторон месседжа заключается в том, что река потеряла свой смысл - сейчас Чусовую как дорогу не используют, поэтому и жизнь на ней глохнет.
Отчего у оленя серебряные копытца?
в: Во время работы над книгой народными преданиями пользовались?
о: Да весьма активно. Не только местными, например, о пребывании Ермака на Чусовой, но и известными всей России. Они заключают в себе большой культурологический смысл, несмотря на то что этот смысл практически никто не вычитывает.
Не хочется говорить плохо про коллегу, но, например, Ольга Славникова в своем замечательном романе "2017" приводит эти уральские смыслы, да простит она меня, абсолютно гламурно. То есть берет и перелицовывает, не вдумываясь в то, что они означают в культуре.
Например, все знают оленя Серебряное копытце. Славникова берет и переносит его в 2017 год, он бегает по лесам, колотит ногой и выбивает изумруды. Это очень-очень примитивный подход.
Дело в том, что до прихода русских местные жители почитали лося, который нес на своих рогах по небу солнце. Этот лось не мог ступить копытом на землю, потому что земля была для него скверна, и местные шаманы подсовывали ему под копыта блюда. Эти блюда они выменивали у булгар. Существовал булгарский торговый путь - так называемый Великий меховой тракт.
Вот то иранское серебро, которое выставлено в Эрмитаже, в основном найдено на Приуралье и на Чусовой. Оттого что лось вставал на эти серебряные блюда, у него и стали копытца серебряные. А на блюда шаманы выкладывали приношения: в том числе, например, драгоценные камни.
Этого оленя изображали художники тех времен. В основном художники-косторезы. О них существует предание - есть заповедный лосиный рог, который ищет каждый мастер. Этот рог имеет форму летящей птицы. Художники-косторезы вырезали птиц для так называемого пермского звериного стиля - маленькие бронзовые фигурки размером не больше ладони, которые изображают различные фантастические события, загадочных существ. В Эрмитаже есть образцы.
Поскольку рога изображали летящую птицу, то у тех же мастеров считалось, что лось, утка и лебедь - примерно одно и то же. Лебедь символизировал Великого лося. У Бажова есть олень Серебряное копытце. В другом сказе есть лебедь Ермака. Но они выполняют одну и ту же функцию - ведут человека к земным богатствам.
Видите, сколько смыслов в таком простом образе, надо уметь его прочесть.
"Новую семью я называю "фамильон"
в: Когда вышло "Золото бунта", вы сказали, что это - ответ на отрицательные отзывы на "Сердце Пармы"...
о: А теперь меня страшно достала реакция на "Золото бунта", когда говорили, что все слова Иванов выдумал, что коллизия романа - хорошо организованный бред. Не было ни железных караванов, ни спуска воды, ни головоломного сплава - вот вам книжка, почитайте и сравните с "Золотом бунта".
в: А ваш новый роман "Блуда и МУДО", который вот-вот должен появиться, тоже ответ на что-то?
о: Нет, это мое мнение об окружающей действительности. Формально это порнографический плутовской роман, до определенной степени провокация. Роман о формате современного мышления, который формирует окружающую действительность.
Наша жизнь объясняется не нашими целями и идеалами, а форматом нашего мышления. То есть каков формат - такова жизнь. Исходя из этого я выдвигаю идею, что сейчас сформировался новый тип семьи как основной ячейки общества. И эта семья с традиционной не имеет ничего общего. Традиционная сейчас не жизнеспособна. Эту новую семью я назвал "фамильон", как бульон, батальон.
в: И какова она?
о: Не скажу, пока книга не выйдет.