Мимолёт
В субботу утром в самарском аэропорту потерпел крушение Ту-134, выполнявший рейс Сургут-Самара-Белгород, с 50 пассажирами на борту. Самолет не долетел 400 метров до взлетно-посадочной полосы, командир корабля попытался взлететь, но было уже поздно. Ударившись о землю, лайнер развалился и загорелся. Шесть пассажиров погибли, еще 27 (среди них 4 детей) доставлены в больницы в тяжелом состоянии. Причины катастрофы должна определить комиссия, но по предварительным данным, - это ошибка пилота, то есть пресловутый человеческий фактор.
Мимо полосы
В субботу Ту-134 авиакомпании UTair выполнял рейс № 471 по маршруту Сургут-Самара-Белгород. В 9:40 утра он должен был приземлиться в Самаре, после чего лететь дальше. Самолет садился в сложных метеоусловиях - над аэропортом волжского города стелился сильный туман. И то, что с самолетом что-то не так, было видно сразу после того, как он вылетел из облаков. Лайнер садился слишком быстро, к тому же летел явно мимо взлетно-посадочной полосы (ВПП).
Не долетев до взлетно-посадочной полосы 400 метров и отклонившись от маршрута на 150 метров вправо, самолет соприкоснулся с землей. От первого удара его подбросило, он сильно накренился влево, и следующий удар пришелся уже на крыло. Оно отвалилось, и с этого момента лайнер полностью потерял управление. Его несло левым боком к ВПП. Попав на бетон, самолет разломился и загорелся.
- Все произошло в одну секунду, - рассказывает "Известиям" пассажирка Ирина Тараканова, летевшая этим рейсом с двухлетним сыном Мишей. - Мы садились. Я была пристегнутая. И вдруг страшный удар, грохот. Я оказалась между креслами, перевернутая и зажатая. А Миша, он непристегнутым спал, упал куда-то. Потом смотрю - выкарабкался мой сыночек. Сказала ему: иди наружу быстрее, я за тобой приду...
- Самолет загорелся, все закричали: выбегайте скорее, а то сейчас взорвется, - делилась позже с "Известиями" студентка Женя Кривопустова. - Люди друг другу помогали. Кто выбрался, сразу тушил пожар снегом...
Топлива на борту оставалось мало, и пожар удалось быстро локализовать. Подъехавшие спасатели через образовавшийся разлом начали вытаскивать пассажиров. Впрочем, многие выбрались сами.
- Погибли шесть человек. Как раз те, которые находились рядом с разломом, - сказали "Известиям" в МЧС России. - Те, кто находился дальше и был пристегнут ремнями к креслу, практически не пострадали.
Из 57 человек, находившихся в самолете (включая 7 членов экипажа), 23 человека практически не пострадали и от госпитализации отказались. Остальных - 27, включая четырех детей, развезли по больницам Самары и Тольятти. Ирину Тараканову вытащили из обломков спасатели. У нее серьезная травма позвоночника. Она лежит в Самарской больнице им. Калинина. В детском отделении лежит ее сын Миша. Но у него только ушибы лица.
Спасались сами
- Сейчас наши сотрудники опрашивают пассажиров, - рассказали "Известиям" в прокуратуре Самарской области. - Очевидно, что больше других пострадали те, кто не был пристегнут к креслам. Их выкинуло с мест и начало метать по салону. Поэтому среди пострадавших очень многие со сломанными позвоночниками.
Некоторые из пассажиров в тот же день вылетели дальше в Белгород, где их встретили корреспонденты "Известий".
- А я сначала даже ничего не понял, - смущенно говорит Валерий Коваленко. - В принципе никаких мыслей не было, ни страха - ничего. Чисто рефлекторно как-то сжался. И только когда повис на ремне, тогда понял - разбились...
- У нас заклинило привязные ремни, - рассказал один из счастливчиков, которого в Белгороде встретил сын. - Они не расстегивались. Спрашивали друг у друга нож. Выходили сами, помогали друг другу. Сами тушили снегом пожар. Ни спасателей, ни пожарных не было. Они приехали только минут через двадцать...
- Это точно, спасались сами, - вмешался в разговор Андрей Беглица, - вход открыли запасной, вылезли, людей вытаскивали и пожар тушили сами. Хорошо, что много людей живых осталось. И дети живые остались.
Отказ системы?
Компания UTair отрицает и малейший намек на ошибочные действия пилота и то, что самолет был неисправен. В катастрофе винит плохую погоду. За заявлением авиакомпании последовало заявление госпитализированного бортмеханика Александра Муратова. Он сказал, что никаких отказов и неисправностей действительно не было, если не считать одного пустяка.
- Недавно на самолете была запись в бортовом журнале об отказе... не отказе, а о работе курсоглиссадной системы. То есть она работает, но периодически небольшие какие-то отказы получаются. Видимо, сопоставив все эти за и против, командир выбрал, наверное, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору...
Глиссада - это траектория снижения самолета во время посадки. Муратов оговорился, что такая неисправность курсоглиссадной системы не может быть непосредственной причиной трагедии, так как в самолете предусмотрено трехкратное дублирование всех систем.
По словам бортмеханика, видимость в аэропорту была практически нулевой из-за сильного тумана. Командир до последнего не видел землю. В последний момент он дал взлетный режим и пытался уйти на второй круг.
Это незаконно, но широко практикуется
Впрочем, по мнению специалистов, в катастрофе скорее всего виноваты летчики.
- Очевидно, что виноват экипаж, а не курсоглиссадная система, - считает эксперт "Известий", летчик гражданской авиации, кандидат технических наук Владимир Герасимов. - Кроме курсоглиссадной системы существует минимум погоды, при которой разрешена посадка.
Думаю, для этого случая был минимум погоды - 60 метров высота облачности и 800 метров видимости. То есть доходишь 60 метров высоты — эту высоту называют высотой принятия решения (ВПР), и если не видишь огней полосы, то дальше снижаться не имеешь права - обязан уйти на второй круг. Летчик не мог видеть огней, однако продолжал снижение. Далее, поскольку самолет приземлился за 400 метров до ВПП, видно, что летчик "ушел под глиссаду". Дело в том, что глиссада по правилам берется немного выше, чем нужно. Но летчики приспособились за километр до посадки уходить ниже, чтобы приземлиться в самом начале полосы. Это незаконно, но широко практикуется для того, чтобы был больший запас для пробега. Вообще, он не выдержал параметров захода ни по курсу, ни по глиссаде. Видно, что пилот очень плохо ориентировался как по высоте, так и по посадке. Максимум, насколько пилот мог отклониться при посадке, - это на 30 метров. 150 метров - это уже не посадочное положение. Пилот просто обязан был уйти на второй круг. И опять-таки не ушел.
Самолетный парк "ЮТэйр": от "тушек" до "кукурузников"
Авиакомпания "ЮТэйр" входит в пятерку ведущих российских авиаперевозчиков. Ежегодно она перевозит более 2,5 млн пассажиров, ежедневно авиакомпанией выполняется около 200 рейсов. "ЮТэйр" осуществляет пассажирские перевозки как на внутрироссийских, так и на международных авиалиниях. Самолеты, задействованные в международных перевозках, в соответствии с последними международными авиационными требованиями оснащены системами предотвращения опасного сближения (TCAS), спутниковой навигации, шумопоглощения, кислородным оборудованием и пр. Компания обладает собственной авиаремонтной базой. На 01.03.2007 г. самолетный парк авиакомпании составил 133 самолета. Основа авиапарка - отечественные самолеты Ту-134, Ту-154, Як-40, Ан-24. Имеются в авиакомпании даже "кукурузники" Ан-2.
Схема приземления Ту-134 в аэропорту Самары