Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Забайкалье пять человек отравились готовыми блинами
Политика
Путин провел встречу с Назарбаевым в Ново-Огарево
Армия
Минобороны сообщило о 37 уничтоженных украинских БПЛА над регионами России
Армия
Российские военные поразили три склада с дронами ВСУ в зоне спецоперации
Общество
На трассе М-4 полностью перекрыли движение в сторону Москвы из-за ДТП
Армия
Экипаж Ка-52М уничтожил живую силу и опорный пункт ВСУ в курском приграничье
Общество
Раису Максимову похоронили на Троекуровском кладбище в Москве
Происшествия
Два человека пострадали при атаке дрона ВСУ на служебный автобус в Горловке
Мир
Президент Южной Кореи пообещал не сдаваться после объявления ему импичмента
Экономика
Путин указал на рост экономики России на фоне беспрецедентных санкций
Мир
Кир Стармер призвал страны G7 усилить давление на Россию
Мир
Президентом Грузии избран Кавелашвили
Происшествия
Трое детей погибли при пожаре в Калужской области
Общество
Путин предложил расширить программу «Время героев»
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть дронов ВСУ над Белгородской и Курской областями
Экономика
Правительство утвердило дополнительные надбавки к зарплате на Крайнем Севере
Мир
Италия предоставила гражданство президенту Аргентины Милею
Политика
В ГД собираются внести законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Историк получил 5 лет за "кражу века"

Приговор по громкому делу о краже экспонатов из фондов Эрмитажа вынес в четверг Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга. Осужденный Николай Завадский признан виновным в хищении 75 экспонатов. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы в колонии. Известие о краже 221 экспоната стало сенсацией летом прошлого года. В "краже века" сознался историк Николай Завадский. Его супруга Лариса служила хранительницей музея.
0
Историк получил 5 лет за "кражу века" (фото АР)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Приговор по громкому делу о краже экспонатов из фондов Эрмитажа вынес в четверг Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга. Осужденный Николай Завадский признан виновным в хищении 75 экспонатов. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы в колонии.

Известие о краже 221 экспоната стало сенсацией летом прошлого года. В "краже века" сознался историк Николай Завадский. Его супруга Лариса служила хранительницей музея. Во время проверки она скончалась на рабочем месте, не выдержав нервного напряжения. Оказалось, что экспонаты она выносила из музея 10 лет. Муж Завадской продавал их антикварам. В его виновности сомнений не было. Главной интригой процесса считалось то, как накажут человека, обокравшего главный музей страны.

55-летний историк, доктор наук, институтский преподаватель, человек слабый и нервный, Николай Завадский больше всего на свете боялся тюрьмы. Оказавшись за решеткой, он начал неистово сотрудничать с органами, давал чистосердечные признания, которые, как ему объяснило следствие, смягчают участь. Лишь бы не за решетку!

- Ничего более постыдного со мной в жизни не происходило! - жаловался Завадский судье. - Однокамерники меня встречают: "О! Тебя по телевизору показывали!". Чуть ли не герой... А я сгораю от стыда!..

Он все подписывал и со всем соглашался. Из 221 похищенного экспоната следствие отнесло на счет четы Завадских 75, и он послушно опознал и признал их все. Вспомнил даже те, которые в первый и последний раз мог держать в руках 10 лет назад.

В клетке в суде пожилой, маленького роста, в мешковатых штанах и огромных кроссовках, с серым ежиком на голове, впалыми щеками и всегда воспаленными глазами, Завадский был похож на смертельно усталого и затравленного зайца. Он рассказывал про маму-блокадницу с больным сердцем, которой в тяжкие 90-е потребовалось дорогостоящее лечение, про сына, с детства страдавшего астмой, про жену с тяжелой формой диабета, про собственные недуги и про то, как он рос у мамы с папой поздним ребенком... Его не прерывали, слушали, и казалось, что даже судья, даже представитель Эрмитажа, потерпевшей стороны, не могут скрыть сожаления.

Но напоследок Завадский перестарался. Он вдруг изменил показания. Согласно новой версии, выходило, что его роль и в краже, и в семейной жизни была ничтожна. Крала, дескать, его покойная супруга.

- Чтобы это понять, надо вернуться в памятный 91-й год, - гладко и литературно начал свой рассказ в суде Завадский.

В начале 90-х их семья, в которой оба супруга были "бюджетниками", пришла к настоящей нищете. При этом всем в ней, как на грех, требовались еще и лекарства, стоившие тогда баснословных денег. И тут возник искуситель - Иван Соболев, молодой коллега Завадского, которому тот пожаловался на безденежье. Соболев подал идею: пусть, мол, твоя жена, которая в Эрмитаже работает, принесет оттуда "неучтенку" для продажи. Ну, там, серебро, иконы...

Именно Лариса принесла Соболеву одну за другой три иконы, а потом решила, что обойдется без посредников. По словам Завадского, Лариса выносила экспонаты из Эрмитажа, прятала их в своем комоде, никому не показывая, а мужу только вручала непрозрачный сверток, отправляя его в ломбард.

- Тогда в чем же вы раскаивались? - вдруг спросила судья, пристально глядя на вдовца.

- Ну это... В том, что носил вещи и приносил деньги, - растерялся Завадский.

Возможно, именно попытка свалить все на покойную жену стоила Завадскому свободы. По крайней мере до приговора Завадский всерьез рассчитывал на условное наказание. За два дня до приговора он как-то даже разоткровенничался.

- А знаете, не так уж плохо я прожил жизнь, - сказал он. - Работу свою любил, получал от нее наслаждение... А что там в семье было, так это...

Решение суда было оглашено в четверг. Суд признал Завадского виновным в краже в особо крупном размере, а "обновленные" показания счел попыткой уйти от ответственности. В итоге суд отправил его в колонию на пять лет. Кроме того, Завадский должен возместить ущерб, причиненный Эрмитажу, выплатив почти 7,4 миллиона рублей.

Услышав, что ему предстоит провести за решеткой еще 4 с половиной года (полгода он отсидел во время следствия), Завадский секунду стоял словно оглушенный, потом отвернул лицо от телекамер, и конвойные быстро-быстро вывели его из зала суда.

Помимо приговора Завадскому, суд вынес частное определение в адрес дирекции Государственного Эрмитажа, требуя усилить меры безопасности в музее. Марина Цыгулева, заведующая юридическим сектором Эрмитажа, представлявшая в суде потерпевших, заверила суд, что меры безопасности у них уже усилены.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир