Жесть и Жмурки
Вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" считаются на просторах нашего отечества проклятыми, потому что задающий их стоит с бейсбольной битой наизготове. Виноватого или объявленного таковым - хрясь по башке. Того, кто предложил ЧТО делать (имел наглость) - хрясь по башке. Синяки, которые достались мне после выхода статьи "Спаси и усмири", ношу с гордостью. Бейсбольная бита, пардон, бита для лапты - лучшее средство поощрения российского журналиста. Бьют - значит, возвращают боль. Значит, и сами ушиблены тем, что творится.
У меня появились противники, с которыми я, абсолютно очевидно, одной крови, и стремные единомышленники, чье одобрение не знаешь, как расценивать... Был звонок от священника, оставивший неприятное послевкусие: спасибо, мол, что льете воду на нашу мельницу. Один народный артист яростно кричал в трубку: "Не православие в школах вводить надо, а коммунисты должны покаяться! Те коммунисты, которые теперь шибко верующие!.." Симпатичный, кстати, мужик и актер талантливый, он когда-то радостно женился на дочери члена Политбюро. Правда, наварил на этом союзе только язву желудка, за которую коммунисты, видимо, и должны принести коллективное покаяние...
Своя среди чужих, чужая среди своих, я на пару недель почувствовала себя Борисом Ельциным. Каждый второй телефонный звонок открывался фразой: "Елена, вы не правы". Точнее так: "Ситуация описана верно, но то, что вы предлагаете - уроки православия в школах, - нас не спасет". - "А что спасет?" - я уже слюнявила карандаш, готовясь стенографировать рецепты. "Ничего..."
Бледная немочь. Умные образованные люди готовы ввязаться в теософскую дискуссию, вот только действовать категорически не готовы: "Как бы хуже не было". Они многократно научены горьким опытом, им известно, куда ведут благие намерения. И в том, что к РПЦ многие относятся с недоверием, никто, кроме отдельных ее представителей, не виноват. Однако хуже не будет, поверьте. Хуже некуда.
Я решилась на этот "сиквел", чтобы ответить своим оппонентам. Тем, у кого действительно болит. Жесть громыхающая меня не волнует. Пока мы злословим, глумимся, сочиняем друг другу под идиотскими никами (то есть анонимно) оскорбительные коммюнике; пока Рунет напоминает слабо разведенную серную кислоту, где главное - не решить проблему и даже не озвучить проблему, а побольнее пнуть оппонента пяткой в голень, расстояние от жести до жмурок становится все короче. Так и сидим - в полном ЖЖ.
Никто не говорит, что православие в школах - панацея. Это только шаг к пробуждению человеческого в человеках. Прежде всего - в маленьких. И главное - в тех, кому крепко не повезло с родителями. А таких в России десятки, если не сотни тысяч. Впрочем, предъявите мне ребенка, пусть и самого благополучного, которому повредит переписать в тетрадку Десять заповедей.
Кто предлагал сдавать экзамены по Закону Божьему? Уроки нравственности нацелены на долгоиграющий результат. Экзаменовать будет впоследствии сама жизнь. В какой момент выплывут из подсознания заученные в школе "не убий" и "не укради", я не знаю. Но надеюсь, именно в тот, когда вы - да, лично вы - будете возвращаться домой по темной улице...
Конечно - факультатив. Конечно, если родители, находящиеся в здравом уме и трезвой памяти, категорически против, - не надо. Разумеется - представление обо всех основных религиях и уважительное отношение к "иноверцам". При этом я не настолько наивна, чтобы предполагать, что все будет сделано изящно и грамотно. В России от века ничего изящно не делалось. Но речь сейчас идет не о тонкости исполнения, а о физическом выживании нации. Если не станем добрее, изничтожим друг друга: одни - топорами да финками, другие - скальпелем в нетвердых руках, третьи - злобными постами. (Для тех, кто не знает, пост - это не Великий, Рождественский или Успенский, а интернет-послание.)
Насчет разницы между курсом школьного православия и "Основами православной культуры", а также относительно светских преподавателей. По-моему, чистой воды демагогия. Ну давайте переименуем географию в "Основы географических знаний". Преподавать эту дисциплину может, на худой конец, ботаничка - то есть, пардон, учительница ботаники - которая год назад побывала с шуб-туром в Греции. Или физкультурник - зря, что ли, он сплавлялся по Енисею?..
Теперь что касается специального "учебника нравственности", а также "уроков атеизма" (поступали и такие предложения). Искренне не понимаю, зачем составлять новый учебник, если он давно уже существует? Четыре автора поработали не за гонорар, а за совесть. По второму вопросу - я категорически против. Уроки атеизма - это уроки хулиганства. Бога нет, и все дозволено.
"А те - с домашней библиотекой и бабушкой из Гнесинки, на которых вам наплевать, они что - будут изгоями в школе, как сейчас являются изгоями в армии?!" Во-первых, почему "наплевать"? Я и сама росла вдоль книжного шкафа, от нижних полок к верхним. Идеальная шкала для ребенка. Во-вторых, когда возмужает первое не брошенное, наставленное поколение, мальчики из интеллигентных семей смогут наконец пойти в армию, не опасаясь ни за жизнь свою, ни за здоровье. Маломощных хлипаков растить - тоже, знаете ли, дело бесперспективное.
Вот поразительная реплика: "Значит, для вас Бог и Сталин - одно и то же?!" Видимо, я была неточна в формулировке. Тогда воспользуемся цитатой из историка Дмитрия Кончаловского: "В государстве, где утеряны понятия греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием". Яснее не бывает. "Вы чересчур прагматически подходите к вере". Веру как понятие интимное я и трогать-то не решаюсь. Но церковь - институт земной, и чем активнее она будет заниматься земными проблемами, тем, на мой взгляд, лучше. Главное дело церкви - слово. Моральная оценка происходящего. Эта оценка может не восприниматься, высмеиваться, но она должна регулярно звучать. Почин с неправедным богатством, "мотовством" и "этически ориентированной экономикой" мне лично внушает надежду.
"Тот, кто написал: "Он пил, солдат, слуга народа, и с болью в сердце говорил: "Я шел к тебе четыре года, я три державы покорил..." - он какого был вероисповедания?" - язвительно интересуется читатель. Не в бровь, а в глаз. Грош цена религиозному воспитанию в школах, если мы забудем, что люди разных корней и традиций, люди, называвшие себя атеистами, шли на смерть, делились последним, брали в дом сирот, сочиняли великие песни (о главном) или просто - всю жизнь честно работали. "Где вы возьмете столько праведных, чистых сердцем священников, чтобы их хватило на каждую школу?" А где вы найдете столько словесников, влюбленных в русскую литературу? Которая, кстати, и есть - один великий урок нравственности... Много ли у нас историков, способных внушить боль и гордость за свою страну? Ведь что такое патриотическое воспитание? Как минимум - примитивный навык не плевать в общую кастрюлю. История с Бронзовым солдатом в Эстонии поразила меня не сама по себе (если бы прибалтийские понты светились, потребность в чужих энергоносителях отпала бы раз и навсегда), а гомоном восторга по эту сторону границы. Что ж вы дедов-то своих предаете? "А у нас внук за деда не отвечает!" Жаль, если так, дружок...
На юбилее Театра Табакова студенты Школы-студии МХАТ исполнили в "капустной" переработке песню "Журавли". Видимо, в Школе, как в той консерватории, надо что-то подправить. Если молодняк не понимает, что есть на свете вещи, для
стеба запретные, что "Священная война", "День Победы", "Журавли" всуе, ради сиюминутной хохмы не поминаются, - пусть педагоги проведут разъяснительную работу.
Нельзя жить в стране и отторгать ее - как нельзя каждый вечер ложиться в постель с нелюбимым человеком. Вредно для здоровья - и физического, и душевного. Нельзя питаться энергией отрицания - это путь из ниоткуда в никуда. Каждая скептическая ухмылка, всякий день, проведенный с опущенными руками, приближают нас к черте, за которой ни мы сами, ни наши разглагольствования никому более не понадобятся.