"От такой феличиты треснут ножки у тахты"
Московский театр "Новая опера" обещал публике легкий игристый "Любовный напиток" от итальянца Гаэтано Доницетти, а приготовил крепкий русский самогон. "Вешать на уши спагетти все мужчины мастера. Сам маэстро Доницетти это делал на ура", пытается убедить зал известный стахановец оперной режиссуры из Петербурга Юрий Александров. Причем на собственном примере.
Милое либретто для пущей доходчивости банальных любовных коллизий анонимный стихоплет местами перепер на родной язык. И сделал это таким образом, что родились скабрезные частушки на грани фола и за чертой хорошего вкуса. "Полюби меня, красотка, я известный депутат, у меня высокий рейтинг и внушительный мандат", взывает кавалер. А девица ему в ответ: "От такой феличиты треснут ножки у тахты". Рассказывают, что один из опусов была столь убойным, что солисты на репетиции объявили забастовку, и его пришлось отменить.
Основная идея постановки в том, чтобы на сцене все беспрерывно двигалось, дрыгалось и мелькало. Все свалено в кучу: маски венецианского карнавала, японские туристы, шлюхи, солдаты и даже космонавт и хасид со сломанной рукой. Они обитатели средиземноморских трущоб (художник спектакля Вячеслав Окунев), употребляющие бочковое пойло с надписью "пиво" на цистерне. Жизнь сотенной массовки продумана в таких дотошных подробностях, что еще до антракта режиссеру хочется крикнуть словами одного известного киногероя: "Промокашка, не мельтеши!" Публику постоянно провоцируют на тупой рефлекторный хохот. Смысл всего происходящего в отсутствии смысла.
Создается устойчивое впечатление, что сверхзадачу создатели спектакля сформулировали не иначе, как истребление оперы Доницетти как таковой. Ее превратили в собрание площадных гэгов, примитива и пошлости, которое способен переварить не всякий провинциальный капустник. Режиссер просто-напросто боится (или не хочет) быть искренним. В спектакле нет ни одной настоящей эмоции. Пародия на пародии и пародией погоняет.
Но главное, чтобы было нескучно. Посему добрая половина любовных объяснений происходит на парковой скамейке, на которой чьей-то заботливой рукой аккуратно нацарапана вся лексика наших заборов, включая известное трехбуквенное словечко.
Вдохновиться солистам в такой брутальной обстановке на высококлассное музицирование очень непросто. Да этому спектаклю оно и не требуется. Важно другое чтобы Адина спела свои колоратуры, лихо обнажаясь, а Неморино продефилировал в семейных розовых трусах в горошек и свой знаменитый супершлягерный романс Una furtiva lagrima ("Слеза украдкой") озвучил, не выпуская изо рта "Беломор". Впрочем, вопреки всему работы обаятельной Ольги Мирошниковой и одного из лучших столичных теноров Михаила Губского украсили бы иной разлив "Любовного напитка".
А вот некогда образцовый оркестр театра под управлением своего нового руководителя эстонца Эри Класа звучит громковато, грубовато и не всегда точно. И, несмотря, на все постановочное трюкачество, публика потихоньку начинает тосковать. Потому что, приходя в оперу, люди, как правило, хотят прежде всего оперы, а не КВН или маскарада. Воспринимать же происходящее как искусство, по крайней мере на трезвую голову, весьма затруднительно.