Пора оформить отношения
Во вторник на заседании правительства города мэр Юрий Лужков предложил оформлять землю под многоэтажками в собственность жильцов "в обрез": только участок под домом плюс несколько метров. Право на приватизацию всего остального - детских площадок, автостоянок, дворов (то, ради чего товарищества собственников жилья решаются на бюрократический марафон) - "должно обсуждаться в каждом конкретном случае правитель-ством города".
Оформить собственность на землю под домом вместе с прилегающим участком - многолетняя мечта многих столичных жилищных товариществ (ТСЖ). И это понятно - заветная бумага может стать реальной защитой от появления во дворе коммерческой "точечной" высотки или принудительного выселения на окраину в процессе реконструкции квартала. Московские власти под различными предлогами долго отказывали гражданам в праве на землю, стараясь сохранить контроль за городской территорией. После вступления в силу федерального Земельного кодекса тянуть стало невозможно, и летом 2006 года процесс пошел. Хотя и очень медленно.
- На сегодняшний день нами оформлено в собственность ТСЖ 716 участков под многоквартирными домами, - доложил на заседании правительства глава земельного департамента Виктор Дамурчиев. - Мы сразу же обнаружили негативные последствия, которые могут возникнуть в процессе выполнения этой работы. Если следовать букве закона и оформлять не только участок под домом, но и прилегающую территорию, то в отдельных случаях приходится прирезать огромный участок (от 0,5 до 1 гектара) одному дому (первому, который обратился с заявкой по поводу земли), ущемляя тем самым соседние дома.
Главу земельного департамента поддер-жал главный архитектор города Александр Кузьмин:
- Если мы пойдем по этому пути, то скоро не сможем получить ни одного футбольного поля или теннисного корта на территории микрорайона. Все резервы будут присоединены понемножку к каждому дому. Особенно, когда речь идет об обжитых районах, где строили, не задумываясь о том, что земля когда-нибудь будет разделена между домами. Нужно оформлять в собственность участок под домом и то, что вокруг - в пределах, необходимых для обеспечения жизнедеятельности микрорайона.
Судя по решительности, с которой мэр Лужков подвел черту под обсуждением, точка зрения на эту проблему в верхах столичной власти устоялась:
- Сегодня наметилась тенденция: после того, как ТСЖ получает в собственность землю вместе с детской площадкой, оно закрывает доступ на нее детям из других домов: "Это наша площадка, и никого больше туда не пустим". Это абсолютно неприемлемо - москвичи привыкли пользоваться одними игровыми площадками и общими стояночными местами. Оптимальный путь - нужно принять общее для всех решение: оформление территории по периметру дома с каким-то нормативным допуском, обязательным для всех. Не более того. Любые вопросы, связанные с просьбами о дополнительном участке земли, нужно рассматривать отдельно и принимать отдельное решение на уровне правительства Москвы. Особенно, когда речь идет о спортивных объектах.
Леонид Бандорин, эксперт Института экономики города: "Власти тормозят процесс межевания как только могут..."
- Ввести подобный режим оформления земли под домом в собственность московская власть не может - это противоречит и Земельному, и Градостроительному кодексам РФ. Дело в том, что сейчас вопросы межевания застроенных территорий идут в разрез с интересами городской власти. Федеральное законодательство запретило изымать землю для строительства нового жилья - это можно делать только для строительства дорог. Нельзя изъять землю, находящуюся в собственности, для возведения чего-либо - даже школ, детских садов и так далее. Поэтому в Москве тормозят процесс межевания как только могут...
Полностью интервью с экспертом о земельном вопросе читайте в номере "Известий" за 15 марта.
За что боролись мятежные бутовцы?
Богдан Степовой
В чем разница между арендатором и собственником земли в Москве, наиболее ярко иллюстрирует история бутовского переселения самого громкого скандала 2006 года. Сегодня в Зюзинском суде столицы состоится заседание по иску префектуры ЮЗАО к семье Прокофьевых, которое должно поставить точку в этой истории. Уже справляют новоселье и другие мятежные бутовцы, которым наконец удалось получить справедливую, на их взгляд, цену за свою недвижимость.
Во вторник вечером бутовская семья Копыловых Поповых перевезла вещи из своего частного дома в две новенькие трехкомнатные квартиры. Напомним, что в самом начале конфликта власти предлагали за дом, где было прописано четыре человека, и участок в 20 соток (на правах бессрочной аренды) "однушку" общей площадью 52 кв.м.
Квартиры нам понравились, поделилась радостью с "Известиями" Татьяна Копылова. Маме, как владелице старого дома, досталась в собственность трехкомнатная квартира в новостройке на улице Адмирала Лазарева (Южное Бутово) общей площадью 82 кв.м. Мне, моим дочери и сыну по договору соцнайма была предоставлена "трешка" на улице Гарибальди (недалеко от станции метро "Новые Черемушки") общей площадью 75 кв.м.
Есть определенные подвижки и в деле Юлии Прокофьевой. Напомним, что совершеннолетнему сыну Юлии принадлежит часть дома в Бутове площадью 13 кв.м и 2,8 сотки земли. За это их семью по решению суда поначалу выселили в однокомнатную малометражку на улице Кадырова. Но Прокофьевы продолжили судиться.
На последнем заседании 6 марта 2007 года власти устно предложили Юлии Прокофьевой с сыном две однокомнатные квартиры: одну в собственность, другую по договору соцнайма недалеко от Кутузовского проспекта плюс компенсацию 413 тысяч.
Да и в целом в Южном Бутове наблюдается положительная тенденция: власти сейчас предпочитают решать все проблемы за столом переговоров.
Я веду дела 8 семей, рассказал "Известиям" адвокат Захар Едакин. Две семьи, дома которых попали под снос, уже улучшили первоначальные условия: одна семья получила квартиру большей площади (вместо "двушки" им дали "трешку"), другая получила две квартиры вместо одной. Пять семей пока ждут уведомления о выселении.
Впрочем, по мнению адвоката, история, подобная бутовской, может повториться в любой момент.
В федеральном земельном законодательстве есть огромные дыры, которые позволяют чиновникам на местах "маневрировать", считает Захар Едакин. Во-первых, не прописано, в какой именно момент должна рассчитываться денежная компенсация: в момент принятия решения или в момент фактического выселения. Между этими событиями может пройти год, а за это время стоимость недвижимости серьезно возрастает. Во-вторых, Земельный кодекс разрешает изымать землю в соответствии с градпланом, но что он предусматривает строительство жизненно необходимой городу автомагистрали или, скажем, элитных коттеджей, четко и ясно не прописано.