Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Первым делом самолеты, девушки!

Интересно получается: коней останавливать на скаку, в горящие избы входить - женщинам можно. Даже в космос нас иногда мужчины отпускают. Но при этом до сих пор есть профессии, куда женщинам "вход" запрещен. Например, со времен Великой Отечественной не пускали нас за штурвал самолета. И тогда мечтавшая о небе жительница Екатеринбурга Ксения Борисова пошла в суд...
0
Преподавательский состав Сасова и сами вчерашние курсантки поступок Ксении Борисовой поддержали
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Интересно получается: коней останавливать на скаку, в горящие избы входить - женщинам можно. Даже в космос нас иногда мужчины отпускают. Но при этом до сих пор есть профессии, куда женщинам "вход" запрещен. Например, со времен Великой Отечественной не пускали нас за штурвал самолета. И тогда мечтавшая о небе жительница Екатеринбурга Ксения Борисова пошла в суд...

Когда Ксения была еще школьницей, к ним в гости частенько захаживал знакомый семьи, по профессии пилот. И так интересно рассказывал он о своей работе, что девочка твердо решила: "Вырасту - буду водить самолеты". Окончив школу, Ксения начала обзванивать летные училища.

Пилот и пилотка - разного пола

- Я очень хотела поступить в Бугурусланское училище, - рассказала "Известиям" Ксения Борисова. - Оно ближе всех к дому, но главное, его когда-то заканчивал тот самый друг нашей семьи, благодаря которому я и захотела сесть за штурвал. Дозвонилась в училище, там мне все вежливо объяснили: какие документы нужны, когда какие экзамены. Тут я и спрашиваю: "А где у вас абитуриенты проживают?" В мужских, сообщают, казармах. "А девочки где живут?" - спросила я. И слышу: "А девочки к нам не поступают". Потом даже правила приема по почте прислали, где фраза о том, что к ним принимают лиц мужского пола, была подчеркнута красной ручкой.

В России для девочек путь в пилоты закрыт. Считается, что огромные перегрузки, которые испытывает летчик, вредны для женского здоровья и грозят бесплодием. Посему рекомендации для женщин выбрать себе другую специальность большинство российских летных училищ восприняли буквально и просто запретили принимать девушек.

Ксения попрощалась с мечтой о небе и поступила в институт на юридический. Затем пошла в аспирантуру, и как-то в ходе преподавательской практики досталась ей для обсуждения со студентами тема дискриминации.

- Про историю с летным училищем я уже забыла и рассказывала ребятам, что дискриминации у нас нет. Женщины и асфальт укладывают, и в космос летают, - вспоминает Ксения. - Тут одна студентка мне и говорит: а вы знаете, что девушек в пилоты не берут учиться? Меня как током ударило. Вспомнила я тогда Бугурусланское училище и решила оспорить их условия приема по половому признаку в суде.

Суд все претензии Ксении счел обоснованными и признал слова "лица мужского пола" в условиях приема в училище недействительными. Тогда Ксения для себя решила: посвящаю свою победу всем девушкам, чья мечта летать не сбылась. А также тем, у кого все впереди.

Правда, оптимизм Ксении руководство Бугурусланского училища не разделяет.

- В этом году принимать девушек мы точно не будем, - непреклонно заявил "Известиям" директор Бугурусланского летного училища гражданской авиации им. П.Ф. Еромасова Василий Андреев. - После судебного решения мы, конечно, задумались над правилами поступления и, возможно, изменим формулировку. Например, фразу "лица мужского пола" заменим на слово "кандидат". В федеральных авиационных правилах говорится, что кандидат на поступление в летное заведение должен быть годным по состоянию здоровья к строевой службе, а также у него должен быть военный билет или приписное свидетельство. Если девушка нам это все принесет, то, наверное, мы ее возьмем. Правда, все равно сомневаюсь, что наша врачебно-летная экспертная комиссия примет у нее документы.

"Земные" родители были в шоке

Уже четыре года как в Сасовское летное училище гражданской авиации - правда, в порядке эксперимента - ежегодно принимают по одной девушке.

- Конечно, был риск, ведь больше никто не принимает девушек, но мы решили их взять, - рассказал "Известиям" заместитель директора по воспитательной части Сасовского летного училища Юрий Знаменский. - Я за них головой отвечал. И мы не ошиблись. Девчата оказались изумительными.

В прошлом году училище с отличием окончила 25-летняя калужанка Вера Максимова. Сейчас она работает в Якутии, в городе Мирный. Летает на Ан-2, скоро пересядет на Ан-24.

- Когда я первый раз поднялась в небо на дельтаплане и пролетела над озером, поняла, что не смогу без этого жить, - рассказала "Известиям" Вера Максимова.

Истории Ксении и Веры очень похожи. После школы Вера тоже стала писать в летные училища и везде получала отказ: "Девушек на летную специальность не берем". Вера стала программистом.

- Для души в выходные ездила прыгать с парашютом, - вспоминает Вера. - И вдруг я от кого-то узнала, что в Сасове берут девушек. Выяснилось, что надо обратиться в бывшее Министерство гражданской авиации. В письме я написала, что летать - мечта всей моей жизни. Через полтора месяца получаю ответ. В нем - долгое и подробное объяснение, насколько полеты вредны для здоровья, а в конце заветные строки: "Разрешаем вам в 2005 году поступать в училище на общих основаниях". Я все бросила и рванула в Рязанскую область в училище.

Девушка прошла все тесты, профотбор и поступила. Налетала 60 часов на Ан-2 и столько же на тренажерах, а получив диплом, выбрала местом работы город Мирный.

- Далеко от дома, конечно, но мне здесь интересно, - признается юная пилотесса. - Родители поначалу были в шоке. Они не верили, что я все-таки стану пилотом. Но в Мирный меня отпустили. Правда, до сих пор задают вопрос: чего тебя в небо понесло? У меня семья "земная", папа на заводе фрезеровщиком работает, а мама домохозяйка. Еще две сестры есть, но обе педагогический окончили. Но я всегда одно и то же отвечаю: "А вы мужчин-пилотов тоже об этом спрашиваете?"

Лайнер заправляют лучше парней

В училище Вера подружилась со студенткой, которая училась на курс старше. Ирина Зорина сейчас работает в авиакомпании "Атлант-Союз", пилотирует бразильский "Эмбраер".

- Я в пилоты попала случайно, - призналась "Известиям" Ирина Зорина. - Еще будучи студенткой решила подрабатывать и устроилась стюардессой. А когда получила диплом инженера-экономиста, поняла, что это не мое. Долго думала, что же делать дальше, и решила вернуться к самолетам, только захотелось их пилотировать. Мне кажется, эта работа мозги развивает. А что касается риска для здоровья, то я не понимаю, почему мужчинам не вредно летать, а женщинам вредно. Я, например, планирую в будущем создать семью, но это не помешало мне освоить любимую профессию. Вообще, карьера и семья - это два фактора, без которых я не буду счастлива. А в пилоты женщин берут со скрипом, потому что мужчины бояться, что мы их из этой профессии вытесним.

Преподаватели Сасова не без гордости говорят о том, что их выпускницы дадут фору любому пилоту.

- Такие пилоты, как Ирина и Вера, лучше любых парней, - говорит Юрий Знаменский. - Они знают, зачем пришли, прекрасно летали. Видели бы вы, как Вера самолет заправляет! Быстрее любого мужчины. У нас даже иностранки обучались. Одна девушка из Германии, а вторая из Кении. Взяли мы их только после того, как они выучили русский язык. Такая вот экзотика.

Преподавательский состав Сасова и сами вчерашние курсантки поступок Ксении Борисовой поддержали. Теперь девушку с характером приглашают в Сасово учиться.

- Я поступать уже никуда не буду, - говорит Ксения Борисова. - У меня дочка родилась, ее надо растить. Может, она, когда вырастет, и захочет стать пилотом. Тогда ей будет открыта дорога.

Сейчас в Сасовском училище обучается летному делу пятая по счету девушка-пилот. Она грезит небом, штурвалом и уверена, что сможет добиться успеха. В училище в этом никто и не сомневается.

Комментарии
Прямой эфир