Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков провел параллель между протестами в Тбилиси и майданом на Украине
Армия
Военные ВС РФ уничтожили бронетехнику ВСУ на курском направлении
Политика
Песков сообщил о подготовке визита Путина в Индию
Армия
Минобороны сообщило о 15 уничтоженных БПЛА над тремя регионами России
Мир
В Кремле указали на усталость Украины от Зеленского
Экономика
Песков заявил о потере привлекательности доллара для ряда стран
Общество
Синоптик рассказал о погоде в Москве в новогоднюю ночь
Мир
В Госдуме связали помилование Хантера Байдена с двойными стандартами Вашингтона
Мир
Байден помиловал своего сына Хантера по двум уголовным делам
Мир
Решится ли Европа отправить войска на Украину. Разбор
Мир
Столтенберг допустил территориальные уступки Украиной для достижения мира
Культура
Правительство учредило премии в области детской и подростковой литературы
Армия
В Минобороны назвали численность подготовленного резерва для спецоперации
Мир
Маск обеспокоился целостностью США после решения Байдена помиловать сына
Общество
Синоптик спрогнозировала снег в середине недели в Москве
Пресс-релизы
Стали известны победители премии Russian Creative Awards 2024
Политика
В Госдуме предложили запретить курение на ходу
Происшествия
На Сахалине задержали гражданина Исландии при попытке уплыть в Японию на лодке

Амнезия не панацея

Открылись основные проекты 2-й Московской биеннале современного искусства. Именно эти мероприятия под общим девизом "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" должны были сформировать лицо форума. Черты лица оказались трудноуловимыми - возможно, из-за того, что никто и не стремился к определенности. Сквозная тема биеннале - обычное дело, ее формулируют едва ли не на всех аналогичных фестивалях по миру.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Открылись основные проекты 2-й Московской биеннале современного искусства. Именно эти мероприятия под общим девизом "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" должны были сформировать лицо форума. Черты лица оказались трудноуловимыми - возможно, из-за того, что никто и не стремился к определенности.

Сквозная тема биеннале - обычное дело, ее формулируют едва ли не на всех аналогичных фестивалях по миру. Считается, что эта практика уберегает от хаоса и способствует грамотной режиссуре. В действительности так случается не всегда, а на нынешней биеннале в Москве рассыпчатость конструкции можно было даже спрогнозировать. Шесть международных кураторов, наделенных равными правами, четыре автономных проекта, больше сотни художников из 30 стран мира... Понятно, что шанс на доходчивость и целостность зрелища минимален. Добавьте сюда экзотические площадки - еще не введенный в эксплуатацию отсек ЦУМа и четыре этажа недостроенной башни "Федерация". Ход вроде бы эффектный, но вообще-то устройство выставок в неосвоенном пространстве - дополнительная проблема. Спасает пестрота репертуара. Когда вокруг все мерцает, булькает и шевелится, накладки не так заметны.

В результате концептуальную внятность сохраняет лишь проект "Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия". Зато здесь другая напасть: откровенная скука. Персонажи на экранах танцуют, катаются по полу, бубнят в качестве интервьюируемых, даже жарят на сковородке джинсы - и остаются мимолетными призраками, не затрагивающими ни ум, ни сердце. Давно и часто говорится о перспективности видеоарта, вот только убедительных примеров до сих пор не видно. Чаще всего в глаза бросаются техническое убожество этого "недокино" да неутоленные амбиции авторов, которых не взяли в настоящие режиссеры.

Видеоарта хватает в составе и остальных проектов, но там он перемешан с прочими медиа и даже "живыми картинами". Конечно, нет уверенности, что трое темнокожих статистов так и будут непринужденно болтать за бутылочкой бурбона до конца марта (срок окончания биеннальских выставок), но на вернисаже они смотрелись органично. Как и два псевдомаляра, перекрашивающих стенд попеременно то в черный, то в белый цвет. Экранная девочка старательно зачитывает вслух сочинение культового философа Людвига Витгенштейна. Рядом по карте мира с отмеченными на ней военными базами США снуют виртуальные мухи. Кто-то издевательски рекламирует безалкогольную водку.

Мы намеренно не расписываем сюжеты по кураторским ведомствам, потому что реальное впечатление именно такое - калейдоскопическое. Словесные концепции остаются ненужным приложением к эклектичному шоу, где трэшевые шаблоны вырастают до статуса идеалов, а идеалы низводятся до уровня трэша. Что угодно может оказаться чем угодно другим. Этот рынок обмена значениями сам себя пародирует и сам себя воспроизводит. Почти случайный его фрагмент, появившийся на московской биеннале, должен символизировать "интеграцию в мировой арт-процесс". Но интеграция подразумевает распределение ролей, а здесь все амплуа неразличимы и взаимозаменяемы.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир