Амнезия не панацея
Открылись основные проекты 2-й Московской биеннале современного искусства. Именно эти мероприятия под общим девизом "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" должны были сформировать лицо форума. Черты лица оказались трудноуловимыми - возможно, из-за того, что никто и не стремился к определенности.
Сквозная тема биеннале - обычное дело, ее формулируют едва ли не на всех аналогичных фестивалях по миру. Считается, что эта практика уберегает от хаоса и способствует грамотной режиссуре. В действительности так случается не всегда, а на нынешней биеннале в Москве рассыпчатость конструкции можно было даже спрогнозировать. Шесть международных кураторов, наделенных равными правами, четыре автономных проекта, больше сотни художников из 30 стран мира... Понятно, что шанс на доходчивость и целостность зрелища минимален. Добавьте сюда экзотические площадки - еще не введенный в эксплуатацию отсек ЦУМа и четыре этажа недостроенной башни "Федерация". Ход вроде бы эффектный, но вообще-то устройство выставок в неосвоенном пространстве - дополнительная проблема. Спасает пестрота репертуара. Когда вокруг все мерцает, булькает и шевелится, накладки не так заметны.
В результате концептуальную внятность сохраняет лишь проект "Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия". Зато здесь другая напасть: откровенная скука. Персонажи на экранах танцуют, катаются по полу, бубнят в качестве интервьюируемых, даже жарят на сковородке джинсы - и остаются мимолетными призраками, не затрагивающими ни ум, ни сердце. Давно и часто говорится о перспективности видеоарта, вот только убедительных примеров до сих пор не видно. Чаще всего в глаза бросаются техническое убожество этого "недокино" да неутоленные амбиции авторов, которых не взяли в настоящие режиссеры.
Видеоарта хватает в составе и остальных проектов, но там он перемешан с прочими медиа и даже "живыми картинами". Конечно, нет уверенности, что трое темнокожих статистов так и будут непринужденно болтать за бутылочкой бурбона до конца марта (срок окончания биеннальских выставок), но на вернисаже они смотрелись органично. Как и два псевдомаляра, перекрашивающих стенд попеременно то в черный, то в белый цвет. Экранная девочка старательно зачитывает вслух сочинение культового философа Людвига Витгенштейна. Рядом по карте мира с отмеченными на ней военными базами США снуют виртуальные мухи. Кто-то издевательски рекламирует безалкогольную водку.
Мы намеренно не расписываем сюжеты по кураторским ведомствам, потому что реальное впечатление именно такое - калейдоскопическое. Словесные концепции остаются ненужным приложением к эклектичному шоу, где трэшевые шаблоны вырастают до статуса идеалов, а идеалы низводятся до уровня трэша. Что угодно может оказаться чем угодно другим. Этот рынок обмена значениями сам себя пародирует и сам себя воспроизводит. Почти случайный его фрагмент, появившийся на московской биеннале, должен символизировать "интеграцию в мировой арт-процесс". Но интеграция подразумевает распределение ролей, а здесь все амплуа неразличимы и взаимозаменяемы.