Хроника падения монархии
Музей политической истории 2 марта открывает выставку раритетов. В экспозицию "Февраль 1917-го. Хроника падения монархии в России" включены только подлинные экспонаты, имеющие высшую степень исторической значимости.
— Эта выставка напоминает нам о сигналах будущего крушения монархии, которые раздавались в конце 1916 — начале 1917 года. Признаки системного кризиса самодержавия были очевидны, и мы их отражаем в нашей экспозиции. Основное внимание отдали самим революционным событиям февраля-марта семнадцатого — вооруженному восстанию, образованию новых органов государственной власти и местного самоуправления. А также — отречению императора и торжественным похоронам жертв Февральской революции как средству легитимизации новой власти, — рассказывает старший научный сотрудник музея Александр Калмыков.
Совместный проект музея и Российского государственного архива посвящен 90-летию Февральской революции, завершившей 300-летнюю историю нахождения на престоле дома Романовых. Ядро композиции составили реликвии музейной и архивных коллекций, рожденные в гуще тех событий. На выставке есть, например, знаменитая антиправительственная речь Павла Милюкова в Думе 1 ноября 1916-го с рефреном "Это глупость или измена?", фотоальбом следственного дела по убийству Распутина, благотворительные жетоны пожертвований фронту "на табак солдату", "на бани в окопах", телеграмма Михаила Родзянко о критическо й ситуации в столице Николаю II и ответ императора.
Ирина Радова
Израиль, понятный всем
Пятый фестиваль израильского кино, открывающийся в кинотеатре "Родина", представит новые фильмы этой страны. Израильский культурный центр отобрал для показа петербуржцам ленты, "близкие и понятные зрителям любого государства".
В программу фестиваля вошли три кинокартины: "Недалеко от дома" (режиссеры Види Билу и Далия Хагар) можно посмотреть 2 марта на сеансе в 21.10, "На первый взгляд" (режиссер Даниэль Сыркин) покажут 3 марта в 19.30, "Какая чудесная страна" (лента Эяля Халфона) — 4 марта в 19.30.
Примечательно, что героинями большинства фильмов, демонстрируемых в канун 8 Марта, являются женщины. Так, первая картина повествует о двух подругах-военнослужащих, которые патрулируют улицы Иерусалима. Во второй ленте рассказывается о том, как слепая девушка расследует самоубийство своей двоюродной сестры. Одна из новелл третьего фильма посвящена судьбе украинки, привезенной в Израиль в качестве проститутки. Картина "Какая чудесная страна" отмечена призом Международного кинофестиваля в Карловых Варах за лучшую мужскую роль, исполненную актером Ури Габриэлем.
Одновременно с Петербургом фестиваль израильского кино пройдет в Москве, Новосибирске и Самаре.
Полина Сибирцева
Рок-дедушка по-прежнему юн
В Петербург в очередной раз приезжает очередной рок-дедушка — Гленн Хьюз, бывший участник Deep Purple и автор нескольких современных музыкальных проектов.
На этот раз он заедет к нам в рамках мирового тура и выступит в скромном (по меркам его "молодых" концертов) зале — в ДК им. "Ленсовета". Казалось бы, все "легенды рока" у нас уже побывали, а все равно такой концерт — событие. Каждый собирает толпу поклонников. Потому, наверное, что они — частичка того мира, которого мы в свое время были лишены. После распада Deep Purple Хьюз много лет играл с различными группами, в 1976 году восстановил группу Trapeze (правда, ненадолго), а в 1991 году записал сингл, ставший хитом "America — What Time Is Love?". Успех так воодушевил певца, что в 1993-м он организовал новую группу World. Потом ездил по Японии, записал пару альбомов с музыкантами Red Hot Chilly Peppers. Но наши упорно ходят "на Deep Purple", Хьюз об этом знает и старается не разочаровать.
Дарья Ветошина
Как музыка побеждает биологию
Один из лучших современных пианистов — Дмитрий Башкиров — 2 марта даст концерт в Академической капелле. Поводом для встречи с петербургскими меломанами стали две юбилейные даты: 75-летие музыканта и 50-летие его творческой деятельности.
"Дмитрий Башкиров — один из самых выдающихся пианистов современности", — так французский журнал Le Monde de la Musique определил место музыканта в истории. А после его концерта в Будапеште критики писали, что хотя Башкиров не может преодолеть биологические законы возраста, игра его осталась такой же свежей и живой, будто он молодой. Такой эффект Дмитрий Башкиров объясняет просто: "Думаю, это связано с тем, что я до сих пор увлечен музыкой".
Уже 15 лет Дмитрий Башкиров руководит кафедрой фортепиано Высшей школы музыки королевы Софии в Мадриде. До 1991-го преподавал в Московской консерватории, среди его учеников немало известных музыкантов. Сам Башкиров, родившийся в Тбилиси, учился у Анастасии Вирсаладзе. А затем, уже в Москве, у Александра Гольденвейзера — друга и соратника Танеева и Рахманинова. В год окончания Консерватории Дмитрий Башкиров победил на международном конкурсе имени М. Лонг в Париже, с этого момента началась его мировая слава. Теперь пианист сам входит в жюри этого и других престижных конкурсов.
В программу петербургского концерта Дмитрий Башкиров включил сочинения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шопена и Рахманинова.
Илья Нефедов