Гастарбайтеры штурмуют столицу
С 15 января миграционная политика российского государства обрела новые черты. Законодатель радикально упростил порядок легализации иностранных рабочих и значительно ужесточил наказание за нарушение новых сверхлиберальных правил. Но Москву, являющуюся центром миграционного притяжения, по мнению столичных властей, ждут от этого скорее неприятности, чем выгоды. Если на площади 1000 га в течение рабочего дня пребывает 11 млн "постоянных" москвичей, около 5 млн жителей Подмосковья, работающих в столице, и до 3 млн мигрантов из других регионов страны и из-за границы регулирование этих мощных потоков становится вопросом номер один.
Новые правила гостеприимства
Суть изменений законодательства отражена в федеральных законах о миграционном учете, о правовом положении иностранных граждан и в Кодексе об административных правонарушениях.
Регистрация иностранных граждан по месту пребывания (фактически мигранты должны были получать разрешение на пребывание) упраздняется. Новая система миграционного учета носит уведомительный характер. Принимающая сторона (на практике арендодатель временного жилья) должна просто уведомить районное отделение Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) о том, что на его жилплощади временно поселился гражданин такой-то. На иностранцев возлагается обязанность предоставлять о себе достоверные сведения. За нарушение этих правил иностранец заплатит штраф от 2 до 5 тысяч рублей и может быть выдворен на родину. Россиянину может быть вменен штраф от 2 до 4 тысяч рублей.
За разрешением на работу иностранец может обратиться сам и еще до того, как он эту работу для себя найдет. Эта норма распространяется на представителей государств, с которыми у Российской Федерации имеется соглашение о безвизовом режиме въезда. Это, в частности, государства Средней Азии, Закавказья (кроме Грузии), а также Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан. Иностранец подает заявление и пакет документов (медицинские справки, миграционную карту, отрывную часть от уведомления о постановке на миграционный учет) в районное отделение УФМС. И спустя 10 дней получает разрешение на работу. Работодателю больше не нужно "выбивать квоту" для своих гастарбайтеров. Но он обязан письменно уведомить орган ФМС и службу занятости о найме иностранца и дождаться разрешения. Правда, на выдачу таких разрешений устанавливается квота. Дефицит случится только в том случае, если все гастарбайтеры поголовно перейдут на легальное положение. Но это вряд ли. Хотя на федеральном уровне квота может быть и уменьшена. Но, судя по всему, это в планы правительства не входит. Работодатель, нарушив закон, рискует заплатить штраф от 250 до 800 тысяч рублей.
Что не так?
Без сомнения, ничего более либерального и гуманного и придумать нельзя (если процедуру упростить еще больше, она станет полной профанацией). Но столичные власти считают такое послабление избыточным.
Замена разрешительного порядка регистрации иностранных граждан на уведомительный порядок создает предпосылки не только для неконтролируемого, но и для обвального миграционного потока, убеждена депутат Мосгордумы Инна Святенко. Новое законодательство, по сути, разрушает понятие "трудовая квота".
Оно подорвет рынок труда у нас в городе, опасается депутат Михаил Антонцев.
Остальные московские депутаты, обсуждавшие федеральные новации, высказываются в том же духе.
Однако к тому, что иностранцам запрещено торговать лекарствами и спиртным, а с 1 апреля их отлучат и от всех рынков, столичная власть относится лояльнее. Может, потому, что им в принципе свойственна строгость к гастарбайтерам. А может, потому, что инициатором "торговых" новаций является президент Владимир Путин. А описанные выше миграционные порядки рекомендованы международными институтами, от которых зависит вопрос вступления России в ВТО.
Плюсы и минусы
Но помимо "кулуарных" мотивов, существуют и объективные причины недовольства (как и одобрения) новшеств в миграционной политике. Положительные последствия вступления в силу федеральных законов очевидны. Во-первых, если органы ФМС будут строго следовать новым правилам, гастарбайтерам станет выгодно легализоваться. Главным образом для того, чтобы избавиться от вечного страха перед патрульными милиционерами. И тогда мы хотя бы сможем их сосчитать. Сегодня о числе мигрантов в Москве можно говорить лишь оценочно. Милиция заявляет о 3 миллионах, независимые эксперты о 800 тысячах миллионе. Во-вторых, оздоровится налоговая ситуация: работодателям станет сложнее "оптимизировать" цифры, связанные с численностью работников и размером оплаты их труда.
Но и недостатки очевидны. Органы ФМС недостаточно мощная структура для того, чтобы наладить полноценный контроль за миграционной ситуацией в Москве "столице гастарбайтеров". Вполне реальна угроза обвальной миграции. И тогда москвичи окончательно потеряют шансы найти работу в сферах, которые совсем недавно были вполне "московскими" продавцами в непродовольственных магазинах, официантами, водителями общественного транспорта. Сегодня доступ к этим должностям для москвичей фактически закрыт благодаря сговорчивости гастарбайтеров по части зарплаты.
Регулирование тонких региональных обстоятельств из Кремля также небесспорное решение. Доказательств этому множество. Достаточно вспомнить эпопею с монетизацией льгот.