Не святое семейство
Их зовут просто Пьер и Жиль - фамилии излишни. Так мог бы именоваться клоунский дуэт или, допустим, альянс двух диджеев, но эта парочка известна в мире изобразительного искусства. В России их знают понаслышке, однако 30-летие своей творческой деятельности французы решили отметить именно здесь. На ретроспективной выставке "Пьер и Жиль", устроенной Московским домом фотографии в Манеже, все главные мотивы налицо - и скандальные, и сусальные, и иронично-гламурные.
В конце 1970-х юные Пьер и Жиль сочинили метод комбинирования гламура с китчем. Снабдив свои опусы иронией, цитатностью и почти абсурдной роскошью, они отправились с результатами в модные журналы и престижные галереи. Помесь поп-арта с постмодернизмом была принята на ура. Гейские мотивы тоже пришлись ко времени. С тех пор дуэт остается верен себе, меняя лишь сюжеты и декорации.
В основе "семейного" производства лежит фотография. Сначала возникает идея, потом набросок, потом выстраиваются психологические отношения с моделью, подбираются костюм и антураж. Пьер снимает на камеру, Жиль красками расцвечивает отпечаток. Каждая фотография обладает свойствами ручной выделки, вплоть до авторской рамы. Экспериментировать легче всего над собой, поэтому популярным жанром стал двойной автопортрет. Из посторонних моделей случаются поп-звезды вроде Мадонны, Нины Хаген, Боя Джорджа или Мэрилина Мэнсона - все в амплуа даже более причудливых, чем на сцене (скажем, Мадонна витает среди небесных светил в образе гейши).
Однако у кумиров свои тараканы в голове, не каждый готов следовать смелым фантазиям, так что любимейшим делом Пьера и Жиля остается работа с малоизвестными натурщиками. Те могут откликнуться на самые дерзновенные замыслы, представая то ловцами жемчуга, то курильщиками опиума, то героями античности, а то и вовсе христианскими мучениками. Есть даже серия со Святым семейством и ребенком Иисусом, зажавшим в ручонке зловещие гвозди. Религиозные сюжеты отдают эпатажностью, но, по словам Пьера и Жиля, проблем с католической церковью у них нет, а если где и случаются цензурные препоны, то разве что в ханжеской Америке или идеологизированном Китае. Насчет наших блюстителей нравственности мнение пока не выработано.