Средний класс: гарант стабильности или общество равнодушных?
PRO
Андрей Максимов, член Академии российского телевидения, писатель, режиссер:
Есть такая профессия: Родину защищать. И еще есть профессия: для Родины законы создавать (для этого выбирают в Думу). А еще есть профессия: Родину обманывать (за это некоторых - не всех, правда, - сажают в тюрьму).
А такой профессии: на Родине жить - нету. Никто не учит: как тут у нас, в России, жить, чтобы с пользой для себя и без вреда для других. Человек, овладевший этой несуществующей профессией, называется мещанин. Слово едва ли не оскорбительное...
Почему, собственно? Может, с Горького началось? С его "Мещан"? Там все понятно было: сын-рабочий изобличает отца, погрязшего в мещанстве. Рушится семейный уклад - и это хорошо. Потому что, как пелось в популярной в те годы песне-гимне: весь мир разрушим до основания, а дальше - как пойдет...
В гениальном спектакле Товстоногова отца семейства, которого играл гениальный Лебедев, было жалко. Своим комсомольским умом я понимал: он обречен. Но все равно было невыносимо жаль. Жили себе люди, жили, и вдруг выяснилось, что их жизнь называется мещанством и надо ее немедленно выкинуть на свалку истории... А на ее месте построить что-то иное, глубоко не мещанское. (С результатами этого строительства мы до сих пор боремся и победить до конца не можем.)
Мещанин - это человек, который хочет жить спокойно, отвечать за судьбы семьи, друзей, а за судьбы Родины не отвечать.
Нет, конечно, когда там, не дай Бог, война или еще какой кошмар типа строительства коммунизма - тогда, конечно. Как пелось в другой знаменитой песне: "Раньше думай о Родине, а потом - о себе". Но когда нормальная жизнь, спокойная, тихая, к которой мы, хочется верить, приближаемся, - тогда, наверное, о себе тоже можно подумать? Не в смысле ущемления прав других, а в смысле - заниматься собой, домом, близкими, своей любовью, душой, наконец.
Социально активный - в нашем понимании положительная характеристика. А мещанин - отрицательная. Но когда все социально активные, получается драка. А когда все мещане, получается Швейцария. Или любая иная спокойная страна.
Есть еще и такая профессия: Родину любить. Есть, есть люди, которые на самом деле не просто любят Родину на митингах за спонсорские деньги, а влияют на ее судьбу. Но, увы, для подавляющего большинства социально активных это такая профессия: любить Родину - и получать за это деньги, пиар и прочие блага, которые полагаются за престижную профессию.
Мещанин тих. Он создает некий остров благополучия вокруг себя и своего дома. Он хочет жить хорошо. Мечтает, чтобы государство как минимум не мешало ему, а как максимум - помогало. Он не хочет бороться, защищать, воевать. Он хочет жить жизнь. Потому что жизнь - это такая история, которую надо жить. А бороться за нее, защищать - форс-мажор, который не может и не должен считаться нормой.
Мещанин любит свою страну. Но эта любовь выражается не в участии в политических спорах, где рождаются не истины, а скандалы. Его любовь конкретна. Он строит для себя хорошую жизнь. Надеясь, что если таких, как он, будет много, то жизнь в целом станет лучше.
Есть такая профессия: политика. Ею должны заниматься профессионалы. Когда ею занимается весь народ, то есть дилетанты, получается революция. Когда народ занимается созданием хорошей жизни для себя (не задевая при этом других), получается спокойная жизнь.
Однажды с группой товарищей я приехал на отдых в Египет. Жара за сорок. За два дня до конца отдыха руководитель группы устроила собрание на пляже. На повестке дня вопрос: оставаться у моря еще на два дня или ехать в Каир. Я сказал: "В собрании участвовать не буду. Мне все равно". "У вас нет активной гражданской позиции", - на полном серьезе сказала руководитель. Сначала я подумал: на даму подействовал зной. А потом понял: на нее подействовала жизнь при советской власти. Тогда казалось: активная жизненная позиция - участвовать во всем, даже в том, что тебе не волнует, что не можешь изменить. Сегодня, я надеюсь, мы идем к пониманию, что активная жизненная позиция - это создавать себя, свой дом, свою семью. Этим укреплять государство. А не бессмысленными дебатами и протестами.
Мещанин - строитель собственной жизни за счет собственных сил - основа любой нормальной страны. В этом и есть его социальная активность. Когда слово мещанин перестанет быть ругательным - это будет значить, что жизнь в стране нормализуется. Государство выполняет свои задачи, люди - свои. И никто никому не мешает. И все счастливы. И все овладели профессией: жить на своей земле.
CONTRA
Ольга Бакушинская, обозреватель "Известий":
В истории России был долгий период, когда мещанство было чем-то вроде мирового империализма. Эдакий жупел с фикусом, мешающий Павке Корчагину с горящими глазами по колено в воде прокладывать железную дорогу из ниоткуда в никуда. Поэтому в наше время так и тянет человека, с головой ушедшего в частную жизнь, погладить по этой самой голове. И поощрить утверждением, что только забота о семье, красивом доме, модной одежде, приятном отдыхе, счете в банке автоматически превратит нашу страну в пригород Цюриха.
Портрет современного отечественного мещанина, как я его понимаю. Человек относительно молодой, работает в офисе, получает тысячу долларов и выше. Может купить машину, поехать в Турцию, одеться в сетевом магазине. На него рассчитано большинство глянцевых и "желтых" изданий, для него на ТВ плодятся шоу со "звездами". Он немного похож на своего европейско-американского собрата. Так же внушаем. Это не страшно в странах давно победившего капитализма. Вот американская интеллигенция не любит Буша. Изберут другого. Скажем, Хиллари Клинтон. А могут привлечь на эту должность варяга Геннадия Гадюкина из Малых Тетюшей. На жизни основной массы американского населения никак не скажется. Механизм выстроен.
Правильную жизненную позицию обывателя надо дрессировать, как это ни цинично. Пара сотен целенаправленных лет - и горничная в отеле не ворует шампунь, обзывать чернокожего "ниггером" становится развлечением маргиналов. На наших обрушивается вал изображений "правильных" трусов: "Умри, но купи". Всего 500 евро. Вялая мысль: "Что-то со мной не так, если это не кажется дешевым?" Истинному мещанину, кстати, свойственно экономить. Но им транслируется жизнь якобы Рублевки и якобы знаменитостей. Если Анджелина Джоли засвечивается не только на вечеринках, но и с голодными африканскими детьми на руках, наши селебрити в Африке могут оказаться лишь на пляже. Обыватели "там" хотят казаться умнее, у нас - богаче...
Что касается ухода в узкий мирок вдали от общественных бурь, Россию действительно "аршином общим не измерить". Не интересуешься политикой - она заинтересуется тобой. Есть шанс заснуть в "Икее", а проснуться в каменных джунглях. Без света, воды, зато с бандами искрометных молодцев на улицах. Ведь когда заканчиваются якобы юмористические концерты и якобы шоу, начинаются якобы новости. В них кругом враги, никто нам добра не хочет, но, несмотря на это, национальные проекты развиваются, коровы доятся, хлеба колосятся. На самом деле у нас пока только нефть наливается тонким-тонким слоем якобы элиты и тонким слоем якобы среднего класса. Радостных мещан, воспаривших в стабильность. Приземление обещает быть болезненным, хотя и на мягкое место.
У меня полно знакомых, которые считают, что посреди наступившей стабильности нестабильна только моя голова. Не корпоративно солидарна, а руководство этого не лю-ю-бит... Я б и рада так думать - мешает опыт предков-мещан. Где их "свечные заводики" и квартиры с прислугой на буржуазном Арбате? В Караганде.
Наум Коржавин в дивном стихотворении написал: "Нельзя в России никого будить". В России действительно нельзя будить обширный круг деятелей, но в ней и спать нельзя. Какие, прости Господи, мещане?! Эти "мещане" окурком в урну не попадают. Завозили мне тут новую мебель. (Что может быть более мещанским?) Грузчики опустили коробки возле подъезда, я сижу сторожу. Рядом примостились другие "мещане" и стали меня обсуждать как слепоглухонемую: "Ох, Маня, раньше тут порядочные люди жили, а нынче, гляди, поселились какие-то ироды. Фиолетовая кухня понадобилась!" Ни один журнал по интерьеру не предусматривает такой коллизии. Они только и пишут, что фиолетовое в моде. Всегда в моде только думать своей головой. Вникать, прежде чем голосить: "Банду Ельцина под суд, даешь застой!" Вникать не только в образование ребенка, что, разумеется, важно.
Чего никогда не сделает мещанин? Он не подберет бездомную собаку, потому что блохастая. Не поедет утешать ночью друга - завтра на работу. Не защитит девушку, потому что у бандита кастет. Послушный отличник. Всегда знаешь, чего ожидать. Это удобно почти всем, почти всегда. Но если мне суждено грохнуться в обморок на улице, хорошо бы рядом оказался хоть один "двоечник", который не обогнет мою тушку по периметру: "Пьяная, должно быть".
Я боюсь мещан согласно затасканной, но точной мысли Бруно Ясенского: "Не бойся друзей, самое страшное, что они могут сделать, - это предать тебя. Не бойся врагов, самое страшное, что они могут, - это убить тебя. Бойся равнодушных, потому что именно с их молчаливого согласия совершаются все убийства и предательства в мире".