Меняем "мыло" на "зеркало"
На рынке цифровых фотокамер необычная революция. В едином порыве завоевать кошельки фотолюбителей объединились "верхи" - производители зеркальных камер и "низы", - разработчики "мыльниц". Первые существенно снизили цены, вторые качественно улучшили дизайн. В проигравших оказался "средний класс": выпуск так называемых просьюмерских моделей - не зеркальных, но с усовершенствованной оптикой - сокращается.
Зеркало рынка
Полыхающее на фоторынке пламя революционной борьбы подпитывают сразу две масленки. С одной стороны, потребители хотят иметь маленький и легкий фотоаппарат на все случаи жизни. С другой - производителям выгодно приучить покупателей к качественной фотографии, "подсадив" их на недорогие зеркальные аппараты.
Тенденции рынка цифровых фотокамер четко зафиксировали аналитики. Так, по данным исследовательской компании InfoTrends, в 2005 году число цифровых зеркальных фотокамер, проданных в Европе, выросло более чем на 250% по сравнению с 2004 годом. По прогнозам другого консалтингового агентства, NPD Group, в 2010 году доходы от продажи зеркальных фотокамер достигнут 33,6% всего рынка цифровой фототехники, а средняя цена "зеркалки" упадет с текущих $1224 до $737.
Падение цен на зеркальные фотоаппараты и их продвижение в массы заметно невооруженному глазу. Так, в США ценовая война производителей "зеркалок" уже привела к тому, что в ценовом сегменте "до $1000" цена на отдельные модели опустилась до $400 за камеру и $430 за комплект с объективом. Столько стоит, например, фотоаппарат Pentax K100D. Нашествие зеркального цифрового фото не миновало и Россию. Достаточно вспомнить продолжающуюся уже почти год агрессивную рекламную кампанию модели Sony A100 или модный фильм "Жара", в котором "снялись" зеркальные модели Canon и Nikon. Согласно прогнозу торговой сети "Диксис", зеркальные камеры в крупных городах России имеют потенциал роста доли рынка до 10% в перспективе на ближайший год. Это даже больше, чем прогнозы аналитиков по США (5,7%).
Тонкий намек на съемку
Революционные изменения заметны и в нижнем сегменте любительских камер. Производители смещают акцент с простых камер на ультратонкие. По сравнению с началом 2005 года число моделей, представленных в данном сегменте, выросло более чем вдвое. У лидеров рынка рост и того больше. Так, компания Nikon, имевшая в своем ассортименте всего две тонкие модели, на данный момент располагает уже восемью, Sony, также год назад представленная только двумя тонкими камерами, за тот же период довела число актуальных моделей до семи, Canon увеличила свою ультратонкую линейку IXUS с 5 камер до 9. Мода на похудание коснулась даже сектора функциональных камер. Так, фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-LX1, предоставляющий практически максимальную функциональность на данный момент времени, имеет размеры, сопоставимые с лучшими камерами слим-сектора, - 105х55х25 мм (для сравнения: одна из самых компактных камер Sony DSC-T10 имеет размеры 90х55х17 мм). Единственным сегментом, не затронутым всеобщей борьбой за миниатюризацию, остался сектор камер с большим зумом (10-кратным и более), и то достаточно условно. Компания Panasonic уже производит три камеры серии TZ с десятикратным зум-объективом, размеры которых составляют всего 105х59x37 мм (для сравнения: стандартные размеры ультразум-камер составляют 110х80х80 мм). Правда, сможет ли эта новинка на равных конкурировать с большими ультразумами, пока неизвестно.
Согласно сводным данным продавцов цифровой техники "Диксис", "Евросеть" и "Белый ветер", в Москве простые камеры уже сдали позиции ультракомпактным - 30% и 35% рынка соответственно.
Проигравшая посредственность
Из-за роста спроса на ультратонкие модели снизу и маркетингового давления производителей "зеркалок" сверху в проигравших оказывается "средний класс" цифровых камер - так называемые просьюмерские фотоаппараты. Этот класс фототехники задумывался как промежуточный между цифровыми "мыльницами" и считавшимися изначально профессиональными, а потому и дорогими зеркальными фотоаппаратами. Просьюмерские камеры не обладают зеркальным механизмом и сменной оптикой и весят больше коллег-конкурентов из "мыльничного" класса. В начале 2007 года стало очевидным, что остались считанные месяцы до того момента, когда просьюмерский тип фотокамер полностью покинет рынок. Процесс этот закономерен: просьюмерские модели не могут конкурировать по качеству даже с самыми дешевыми "зеркалками" начального уровня, а стоят сравнимо или даже дороже. Лидеры рынка, Canon и Nikon, уловили тренд первыми, и с 2004 года не выпустили ни одной камеры просьюмерского класса. Другие ведущие производители продолжили выпускать просьюмерские камеры вплоть до 2005 года, но вот уже в течение двух лет не было выпущено ни одной незеркальной камеры просьюмерского класса. Единственное исключение - компания FujiFilm, которая продолжает выпускать подобные камеры, но в них акцент теперь сместился на кратность зум-объектива (у новейшей Fujifilm FinePix IS-1 - 10.7х), то есть сейчас это камеры скорее класса ультразум, нежели просьюмерские модели.
* * *
Как выбрать любительскую зеркальную цифровую камеру
Максим Потелов
менеджер по развитию бизнеса отдела фото и видео Московского представительства Canon North-East Oy
Среди преимуществ зеркальных камер можно выделить следующие: возможность пользоваться сменной оптикой, что я считаю одним из основных преимуществ. Большее по сравнению с компактными камерами количество ручных настроек, открывающих простор для творчества. Неоспоримыми преимуществами обладают зеркальные фотокамеры для использования в узкоспециальных областях: например, для макросъемки можно использовать специальные объективы и внешние вспышки.
Прежде всего необходимо определиться с тем, какие сюжеты будет снимать фотограф. Существуют самые разные типы съемки: от студийной, где используются специальные объективы, до спортивной, где нужны камеры с телеобъективами и скоростной съемкой.
После определения того, для чего вам необходима камера, нужно выбирать соответствующие модели с учетом необходимых параметров: например, не покупать камеру со скоростью съемки 8 кадров в секунду, если в основном вы планируете снимать портреты в студии.
Качество изображения зеркальной камеры складывается из трех основных параметров.
Первый - это разрешающая способность и физические размеры светочувствительной матрицы. В аппаратах Canon используются CMOS-матрицы с разрешением от 8 мегапикселей.
Второй - это процессор обработки цифровых изображений.
В зеркальных камерах Canon используется процессор обработки изображений DIGIC II, позволяющий фотокамере оперативно обрабатывать как отдельные снимки, так и целые серии без потери качества.
Третий - это оптика. Именно сменная оптика помогает пользователю цифровой зеркальной камеры решать целый спектр творческих задач, начиная с макросъемки и заканчивая пейзажной фотографией.
Важным параметром является и скорость работы цифровой зеркальной камеры. Она зависит от:
- встроенного процессора обработки изображений и программного обеспечения, управляющего камерой; - скорости включения, скорости обработки;
- вида и скорости записи карты памяти;
- скорости автофокусировки объектива. Объективы, выпускаемые для фотокамер Canon, имеют разную скорость автоматической фокусировки из-за различных конструктивных и технологических особенностей.